«Евробляхи»: за и против - Накипіло
Події

«Евробляхи»: за и против

Если полчаса постоять на оживленной улице любого из крупных украинских городов, то может создаться ощущение, что находишься на границе Польши и Литвы — так много здесь автомобилей с номерами этих стран.

Седьмая сессия Верховной Рады началась под шум митинга владельцев машин на еврономерах. Они перекрыли движение в правительственном квартале и требовали легализовать их машины, снизить стоимость растаможки до 500 евро и отменить экологический стандарт Евро-5.


Активистам не удалось договориться с нардепами: глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина предложила легализовать уже ввезенные машины за 1000—1400 евро, но митингующих это не устроило. Закончился митинг 7 сентября: всех его участников разогнала полиция.

В Верховной Раде зарегистрировано 22 законопроекта, которые должны решить эту проблему. Некоторые из них предполагают снижение стоимости растаможки, другие — радикальный запрет на ввоз авто на иностранных номерах. Медиапроект «Накипело» попытался разобраться в шумихе вокруг еврономеров.

Какие аргументы у сторонников легализации еврономеров?

Машины в Европе дешевле, чем в Украине

В Украине за  2 тысячи долларов можно приобрести 10-летнюю «Таврию» или  «ВАЗ», или иномарку 80-х годов выпуска в более-менее нормальном состоянии (например, Volkswagen Golf II). В Литве или Польше цены на немецкие авто (Audi A4, A6, Volkswagen Golf 3, Golf 4), произведенные в начале двухтысячных, стартуют от 600 — 700 евро. Автомобиль действительно в хорошем состоянии можно приобрести за 1000 — 1500 евро. К расходам добавляется переоформление, техосмотр и дорога в Украину. В итоге, за 2 тысячи евро украинец может пригнать себе приличный автомобиль.

29-6[1]В Украине цены на такие же иномарки стартуют от $ 6000. А если бюджет немного выше, вы сможете ездить по украинским дорогам на  BMW X5 2015 года выпуска, купленный в Европе,  за 23 000 евро. В Украине такой же  б/у BMW продают за $ 60 тыс. «Старичок» BMW X5 2002 года в Польше будет стоить  6000 евро, а у нас — более 15 000 евро.

Растаможка в Украине  слишком дорогая

В Литве Volkswagen Sharan 1998 года выпуска стоит  тысячу-полторы евро, а с украинскими номерах на одном из сайтов по продаже авто в Киеве — от 5 тысяч долларов и дороже.

volkswagen_sharan_1995-_2000__3497[1]

Почему возникает такая разница? Из-за налогов и сборов, которые нужно заплатить при растаможке машины и постановке ее на учет в Украине. Ввозная пошлина составит 10% от стоимости машины, это 100 евро. Налог на добавленную стоимость — 1281 евро. Выплата в пенсионный фонд добавит к стоимости еще 192 евро.

Но самый большой из налогов, акцизный сбор, рассчитывается в зависимости от типа топлива и объема двигателя. В случае с  Volkswagen Sharan он составит 5303 евро. В итоге растаможить старый «Шаран»  стоит почти 8 тысяч евро: за эту сумму можно приобрести еще несколько автомобилей.


Какие аргументы у противников еврономеров?

Если «евробляхи» легализуют, каждый владелец авто станет немного беднее

Если спорные машины узаконят, сделав скидку, на рынке появится множество автомобилей по низкой цене. Авторынок  будет вынужден скорректировать цены в сторону уменьшения, а значит, каждая машина будет стоить дешевле.

Таким образом, все владельцы официально зарегистрированных авто станут немного беднее.



Машины на иностранных номерах сложнее привлечь к ответственности перед законом

Преступников или участников ДТП, которые использовали автомобиль на еврономерах и скрылись с места происшествия, полиции найти сложно. . Они не становились на учет и не оформляли документы, а следовательно, для полицейских баз их не существует.

Противники еврономеров утверждают, что такие машины чаще попадают в ДТП, однако это опровергает официальная статистика. За первые шесть месяцев 2017 года на территории Украины произошло более 4,5 тысяч  аварий с участием транспортных средств, зарегистрированных за рубежом. В результате 429 человек получили травмы, 43 человека погибли. При этом всего за это же время в Украине произошло почти 90 тысяч аварий, в которых травмировано 18755 человек, а погибло 1688. Таким образом, авто с иностранной регистрацией поучаствовали лишь в 5% аварий.

Из-за евроблях Украина недосчитывается налоговых поступлений в бюджет

Чтобы ездить на иномарке не выплачивая при этом налоги, украинцы используют три основные схемы, каждая из которых не совсем законна.

Первый способ сесть за руль нерастаможенного авто в Украине, который используют в основном жители западных областей — это «пересічка». Автомобили старше 2010 года, не соответствующие стандарту «Евро-5», невозможно ввезти легально  в Украину, ими можно пользоваться только в течение 5-ти дней. Поэтому «пересічники»  раз в пять дней выезжают из Украины и заезжают обратно. Большинство из них работает в Европе. Некоторые ввозят автомобиль по такой схеме в крупные города и через некоторое время получают письмо со штрафом за нарушение порядка пересечения границы. Часто владельцы таких машин покупают на СТО справку, что их авто в ремонте и физически не может выехать, направляют ее в налоговую и катаются, пока машину не заберут правоохранители.

evroblyahi-900x600[1]

Другая схема, которой пользуется большинство украинских владельцев автомобилей на иностранных номерах — Стамбульская конвенция о временном ввозе. На машине с еврономерами может ездить только тот, кто не является гражданином Украины. По этой схеме авто регистрируют на литовскую или польскую компанию, она по доверенности дает попользоваться транспортным средством украинцу, которого могут оформить как сотрудника фирмы.

Третий способ —  вариант совладельца. Автомобиль регистрируется на гражданина Украины, а затем ввозится в страну нерезидентом-совладельцем.

Из-за использования этих схем украинский бюджет каждый год теряет сотни тысяч гривен, наносится значительный  ущерб экономике страны.


А как обстоят дела в Европе?

В Евросоюзе действуют особые правила пользования автомобилями са иностранной регистрацией. Свободно передвигаться по странам ЕС можно в течение 6 месяцев без уплаты налогов. После этого придется зарегистрироваться и заплатить налоги, установленные в стране, по которой вы планируете ездить. В среднем это будет стоить 400-600 евро.

Таможенное оформление автомобилей из других стран (за пределами ЕС) вместе с НДС обойдется в среднем в 30-40% от стоимости транспортного средства. Следует учитывать, что национальные законодательства имеют различия, и к тому же в европейских странах платят дорожные сборы, налог при регистрации и экологические налоги.

В любом случае, в европейских странах законодательство таково, что экономически невыгодно ввозить автомобиль из стран, не входящих в ЕС. Пользоваться старым транспортным средством в Европе дороже, чем приобрести новое. С каждым годом экологический налог для такой машины будет расти, как и стоимость страховки, без которой ее невозможно использовать. Одни из самых высоких экологических налогов — в Германии: там они составляют около  двух  тысяч евро в год за пользование старой машиной. В Чехию автомобиль старше 8 лет можно ввезти только из других стран ЕС.

Из-за высоких налогов водители в Европе используют разные ухищрения: например, жители Латвии раньше часто ездили на авто с литовскими или эстонскими номерами. Это связано с тем, что в Литве и Эстонии техосмотр проходят раз в два года, а в Латвии — раз в год, следовательно, латвийцам приходится ежегодно платить дорожный налог. Поэтому в Латвии жителям страны разрешили ездить на авто, зарегистрированном в другом государстве, только при условии уплаты пошлины: за сутки — 10 евро, в месяц — 250 евро, за год — 1000 евро. Штраф за нарушение — до 400 евро. Высокие пошлины сделали невыгодным постоянное использование авто с номерами другой страны.

Из-за более либерального законодательства в Литве, Латвии и Польше автомобили гораздо старше, чем в остальных странах ЕС: от 16,5 до 17 лет. При этом средний возраст европейских авто вообще — 10,7 лет, а самые новые  машины — в Бельгии, там им около 7,7 лет.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова