Что ждет сирот после окончания школы-интерната? Попасть в семью удается не всем. Этих девушек, которые оказались именно в такой ситуации, объединила не только похожая судьба, но и пребывание в доме, изменившем их жизнь.
Татьяна Баранова, Елена Куц, Ирина Ларикова и Елена Жданова очень открыты в общении, но это качество, говорят девушки, появилось со временем благодаря постоянной работе над собой. Все они — бывшие учащиеся интернатов Харьковской и Херсонской области. Детей воспитывали строго, за пределы школы они не выходили, поэтому привыкнуть к самостоятельной жизни в большом городе было непросто.
Квартира на Холодной горе, где сейчас проживают девушки, это пример социализации сирот. Инициатор создания проекта «Летающий дом», преподаватель философского факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Александр Филоненко вначале помогал выпускникам интернатов готовиться к поступлению в учебные заведения.
«Мы как преподаватели готовили этих детей к поступлению в техникумы или вузы, чтобы они благодаря учебе могли социализироваться и жить вместе», — говорит Александр Филоненко.
Позже вместе с единомышленниками Александр понял, что ребятам для адаптации необходимо свое жилье и поддержка старших наставников. Так появилась идея поселить девушек с разными видами инвалидности в одном месте и помочь им обустроить быт.
Координаторка проекта Инна Филоненко вспоминает комичные ситуации, ведь о некоторых бытовых тонкостях девочки узнавали впервые.
«В шесть часов вечера ужасно уставшей возвращаюсь домой. Звонок. Беру трубку. Это Таня: “А у нас холодильник не закрывается”. Я говорю: “Таня, пожалуйста, тарелки отодвиньте. Точно что-то туда не так поставили”. Говорит, нет, все проверила. На следующий день рано утром сразу еду к девочкам. Прихожу, толкаю тарелку, закрываю холодильник и уезжаю обратно», — смеется Инна Борисовна.
Когда девушки рассказывают о своих маленьких достижениях, можно заметить детскую радость на их лицах. К примеру, Лена Жданова раньше не умела пользоваться стиральной машиной и вовсе не представляла, как самостоятельно приготовить пищу. Теперь она чувствует себя уверенной хозяйкой.
«Я даже стиральной машинкой не умела пользоваться. А сейчас научилась готовить каши. Таня меня учила суп варить, уже два раза с ней делали. Салаты я и раньше умела немного готовить, но сейчас уже постепенно начинаешь проявлять фантазию, что-то химичить. Не только рецептам учишься, но и что-то свое добавляешь», — делится с нами Лена.
У девушек похожие формы инвалидности: недоразвитие рук, проблемы с суставами, костями, нарушения гормона роста. Заниматься привычными для нас делами им бывает не по силам. Да и благоустройство Харькова, по мнению девочек, оставляет желать лучшего.
«В Харькове пандусов нету, а ступеньки выше моего роста. Ну, это же вообще издевательство. Даже когда дома строят, где-то пандусы делают, где-то нет. Значит, общество нас еще не до конца приняло», — считает Ирина Ларикова.
Здоровье сирот нуждается в наблюдении медиков. Каждый год девушки должны подтверждать свой постоянный диагноз, находясь несколько недель в больнице, сдавать анализы. Это необходимо для того, чтобы определить группу инвалидности и получить положенные льготы. Таня Баранова проходит регулярные осмотры, но признается: суммы на лекарства уходят большие, иногда почти вся пенсия по инвалидности.
«Если у тебя есть инвалидность, ты каждый год ее подтверждаешь: ходишь по врачам, лежишь в больнице, там тебе проводят обследования. В моем случае медики смотрят на суставы: что изменилось, что стало хуже. Если лежишь в больнице, тебе надо покупать лекарства, а они сейчас очень дорогие. Бывает, вся пенсия уходит просто на лекарства, чтобы пролечиться. Мне повезло, потому что я лечусь в Институте протезирования, где инвалиды получают помощь бесплатно, — рассказывает Татьяна Баранова. — Мне поставили третью группу инвалидности, хотя до этого всегда была вторая. Врачи сказали, что она стояла только потому, что я училась, но с этой формулировкой я не согласна. Причем тут учеба к моим заболеваниям?»
Будучи в такой же ситуации, Ира наотрез отказывается проходить обследования и тратиться на лекарства. Говорит, чувствует себя хорошо, хотя понимает, что болезнь последнее время прогрессирует.
«Мне говорят, что надо каждые полгода пить гормональные медикаменты. Но мне кажется, от них только хуже. Выписывают таблеток на две недели, а это уже 500 гривен, и это только один препарат. Мне это не по карману, — говорит Ирина Ларикова. — Я вижу, что не могу уже бегать, как раньше, на дальние расстояния мне тяжело ходить. Но все равно тренирую себя».
Лена Куц среди всех самая сдержанная и вдумчивая. Девушка как раз дописывает дипломную работу. Она — студентка Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, будущий культуролог. У нее необычное научное исследование. Лена увлеченно листает страницы на ноутбуке, пересказывая нам содержание.
«Работа называется “Топос шахмат в Западной культуре”. Я решила рассмотреть шахматы как борьбу на войне. Солдата можно описать как пешку. Также рассмотрела шахматы как способ свободы», — объясняет студентка.
Ира Ларикова учится в Академии культуры на репортера и мечтает стать журналистом. Во время интервью мы дали возможность Ире немного потренироваться в съемке, чем очень ее порадовали.
Лена Жданова уже окончила техникум, но хочет усовершенствовать полученные знания в вузе – освоить профессию социального работника. Подобные навыки уже есть у Тани, но по специальности она не работает – стала маркетологом в фирме, где ее всему обучили с нуля. Параллельно девушка набралась опыта в волонтерстве: помогала бездомным, переселенцам, общалась с детьми улицы.
О своих родных девочки рассказывают немного: Лена Куц знает, что от нее пару раз отказывались, мама и папа Тани Барановой погибли, когда она была совсем маленькой. Лена Жданова когда-то писала родителям письма, но они не захотели общаться с дочерью. А вот Ира Ларикова периодически поддерживает связь со своей бабушкой и тетями.
В этом доме, как и в любой семье, есть свои правила. Здесь всегда проходит общий ужин, а обязанности по уборке распределяются между девочками по дням недели.
Участницы социального проекта в один голос говорят: для них этот дом — возможность не только научиться самостоятельности, но и место обмена опытом друг с другом. У каждой — свои навыки общения с людьми, уникальные способности, знания и отношение к жизни. Инна Борисовна старается раз в неделю собирать всех четырех на домашние посиделки, чтобы они могли посвятить время друг другу. На такие вечера в гости к девочкам приходят друзья, также ребята с инвалидностью. С ними бесплатно занимается репетитор по английскому языку.
«Нам всегда хотелось, чтобы они понимали, что есть другая жизнь, что есть что-то более человечное. Вот ты приходишь в дом и понимаешь, что там тепло и уютно. И здесь должно быть уютно всем, вне зависимости от того, как они друг к другу относятся или выглядят. Просто немножечко тепла, и они оттаивают», — говорит наставница сирот.
Как рассказывает Инна Филоненко, квартира на Холодной горе не будет постоянным помещением проекта. Благодаря помощи небезразличных иностранцев удалось собрать средства на покупку новой жилплощади. В Италии на прошлое Рождество провели акцию, во время которой в храмах и на улицах собирали деньги на благотворительность. Они и пошли на приобретение заветной квартиры.
«Самое первое жилье нам оплатила семья из Прато (Италия, — ред.). Они приехали к нам в гости и привезли первоначальный взнос. Мы на него прожили почти полтора года: снимали квартиру и кормили девочек. А в прошлом году Лена и Таня ездили к этой семье на летние на каникулы. В 2013 году в Рождественские праздники итальянский благотворительный фонд собрал нам деньги на квартиру. Но мы долго не решались покупать ее из-за событий в стране, не знали, как и что будет. Весной прошлого года фонд отдал нам собранные деньги и разрешил купить новую квартиру», — рассказывает координаторка «Летающего дома».
Планируется, что жилье оборудуют полностью под нужды девочек. В доме появится двухуровневая кухня и электрическая плита, которая не нагревается от прикосновений, а для входных дверей сделают магнитный ключ.
Девушки считают, что украинское общество еще не до конца приняло людей с инвалидностью. Вспоминают, как в первые дни после выпуска из интернатов было сложно адаптироваться, не обращать внимание на косые взгляды прохожих и жить, как все. До сих пор они сталкиваются с недопонимаем со стороны окружающих.
«Идешь по улице — люди смотрят. Трехлетний ребенок, родители которого стоят, выпивают пиво, курят в стороне, может сказать: «Смотри, девка малая идет». А взрослые еще возьмут и посмеются», — вспоминает одну из неприятных ситуаций Таня Баранова.
Лена Жданова добавляет: если родители не объясняют малышам, что есть люди с серьезными заболеваниями, дети зачастую реагируют именно так, а позже вовсе отстраняются от непохожих на себя.
«Есть люди, которые боятся нас. Это неправильно. Таких людей бояться не нужно. Это такие же люди, как и вы, просто они немного отличаются. Они даже могут намного больше, чем здоровый человек», — считает Лена.
По мнению девушек, когда люди с инвалидностью доказывают, что они достойны равного отношения к себе, барьер между ними и другой частью общества только увеличивается.
Ира Ларикова: Люди с ограниченными возможностями постоянно доказывают: “Мы такие же, как и вы. Посмотрите на наши победы, посмотрите на наши работы…”. И в данный момент мы еще доказываем, что имеем на все такое же право. Даже клеймо какое-то есть, что если мы инвалиды, нам всегда нужна помощь. Нужна, но не все за нас делать, а просто помочь.
Оперативні та перевірені новини з Харкова