Харьков стал первым городом, где успешно провели мониторинг отделений полиции. Результатом кампании «Полиция под контролем» стала оценка «3,1» по 5-балльной шкале.
«Більш за все вразило те, що про громадян забули зовсім. Зі спілкування з керівництвом зрозуміло, що вони визнають, що поліція — це каральний орган. І що всі наші зауваження — це лише побажання або примхи», ― делится впечатлениями участница мониторинговой кампании Юлия Третяк.
Харьковские полицейские участки мониторили с июля по октябрь, оценивали доступность и удобство дежурной части, профессионализм в общении с гражданами, компетентность, желание помогать, общение по телефону. За это время активисты посетили все дежурные части, даже те, которые не указаны на сайте главного управления полиции, например, административная зона №1 на ул. Ромена Ролана, 13.
Проверка проходила в три этапа: сначала участники мониторинга оценивали информативность сайта Нацполиции, удобство дежурной части и профессионализм в общении с гражданами. После чего разрабатывали подробные рекомендации для улучшения ситуации, которые передавали при личной встрече начальникам отделений. Через месяц мониторинг повторили.
Расстроил проверяющих сайт Национального управления полиции в Харькове: отсутствие электронных ящиков у каждого из отделений, ответственных за обработку информационных запросов, актуальных данных о заместителях руководителей отделений, информации о деятельности инспекторов. Кое-где указаны часы приема граждан двухлетней давности.
«Після аналізу сайту виникає питання: навіщо він створений? Звісно, не для зручності громадян, бо громадянин, завітавши на сайт, інформацію не знайде», ― отмечает Юлия Гаджиева, член мониторинговой миссии.
Общественные контролеры раскритиковали не только сайт, но и работу самих отделений. Когда проверяющие интересовались именами, фамилиями или телефонами участковых, эту информацию не предоставляли, ссылаясь на то, что те часто меняются и данные невозможно отследить.
Не очень порадовало и состояние служебных помещений и территорий. Большинство не оборудованы стоянками для автомобилей посетителей или пандусами для людей с инвалидностью. В Киевском отделении для того, чтобы попасть внутрь на коляске, нужно нажать специальную кнопку. А вот в Холодногорское отделение проверяющих просто не пустили. На жалобы руководству отдела и главного управления ответа до сих пор нет, говорят общественные контроллеры.
Если вы вдруг захотите пить в участке, то, возможно, вам вынесет воды в своей чашке кто-то из сотрудников. По крайней мере, так поступили с активистами. Книгу жалоб тоже так просто не достать: просить ее придется у дежурного, который обязательно поинтересуется, что вы хотите там написать. Отмечают участники мониторинга не только нежелание предоставить книгу жалоб, но и то, что большинство записей граждан так и остались без ответа.
Низкую оценку получило и общение с посетителями. По словам проверяющих, полицейские не знают закон, игнорируют этику поведения, провоцируют конфликты и отказываются показывать удостоверение. Именно это произошло в админзоне № 1 и Холодногорском отделе.
Общественные контролеры отмечают также плохую административную работу: граждан часто забывают регистрировать и не знают, в каких случаях это нужно делать. В туалет проверяющих всегда пускали — представители кампании искренне надеются, что так полицейские ведут себя со всеми гражданами. Проблемы в общении могут возникнуть из-за банальной безграмотности: к примеру, никто из работников не знал английского. Получить переводчика невозможно.
«Якщо вам стане зле, у всіх випадках поліція Харкова стане вам лікарем і на власний розсуд видасть вам ліки. Винятком були лише кілька відділків, де розуміють, що треба терміново викликати «швидку». Натомість аптечки у відділках нас злякали! Їх вміст не контролюється, а строк придатності деяких препаратів давно минув», — признается Юлия Третяк.
Не радует и элементарное отсутствие гигиены: практически во всех помещениях, по мнению проверяющих, не проводится влажная уборка. В приемной комнате нет правовой литературы. Отметился отдел на ул. Ромена Ролана, где на просьбу показать кодексы вынесли художественную книгу и немецкий разговорник.
Некоторые находки проверяющих откровенно потрясли: в административной зоне №1 были замечены следы крови на батарее и информационном стенде, а также около двух десяток иголок. На вопросы о происхождении крови сотрудники дежурной части шутили и смеялись.
«Це може говорити про факт катування і жорстокого поводження. Оскільки це все у зоні вільного доступу громадян, не викликає сумніву, що таке ж може бути i в службових приміщеннях», ― рассказывает Юлия Третяк.
После визитов проверяющие общались с руководством отделений. Говорят, позитивные изменения есть. Высшую оценку получил Слободской участок. В Киевском отделении появилась госсимволика, кулер с водой и правовая литература.
«Одні керівники виправляються після ознайомлення з рекомендаціями, інші сприймають перевірку як “прийшли чергові божевільні”. Але ми проводимо системну роботу, не відпустимо цю справу», — говорит Сергей Перникоза, руководитель кампании.
Участники миссии говорят, что и дальше будут проводить мониторинговые визиты. Сейчас они хотят начать работать с Харьковской областью. Все результаты по факту проверки отправляются в Главное управление Нацполиции и в Министерство внутренних дел. К концу года активисты намереваются запустить интерактивную карту с информацией о состоянии полицейских участков по областям и городам.
«Щоб прискорити процес, треба, щоб суспільство проявило більш активну громадянську позицію, цікавилося роботою правоохоронних органів і змушувало їх змінюватися», — уверен Сергей Перникоза.
Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке международного медиапроекта MyMedia.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин