Цирк Муссури ― больше вымысла, чем правды - Накипіло

Пожалуй, мало кто из жителей нашего города не знает о существовании здания театра-цирка, расположенного по улице Карла Маркса, 28 (ныне и до революции — ул. Благовещенская).
Каких только вымыслов не пишут об этом архитектурном памятнике люди, якобы знающие историю Харькова.

Рис.001

Например:

«Одно из самых мистических и удивительнейших мест, расположенных в центре Харькова… Это место, где рождаются легенды… театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури строит цирк. Желание создать что-то великое у предпринимателя было настолько велико, что цирк не только получил репутацию самого красивого цирка в Европе, но еще и стал самым большим цирком в мире».

Или

«Построил один из самых больших цирков в мире, вмещавших 6000 зрителей, архитектор Н. Корнеенко в 1908 году. В 1912 году здание переоборудовали в оперный театр, который стал носить название «Муссури», по имени театрального предпринимателя Герасима Михайловича Муссури, купившего этот дом. Цирк-театр пережил очень многое на своем веку: выступления Федора Шаляпина, присоединение Украины к Советскому Союзу, принятие первой конституции Украинской ССР… Около 60 лет в здании располагался театр музкомедии. К сожалению, сейчас цирк-театр находится в заброшенном состоянии и разрушается все больше и больше с каждым годом. Но интерес жителей города к легендарному цирку Муссури не иссякает и, наверное, именно поэтому здание просто окутано всевозможными легендами и загадочными историями. Итак, по одной из легенд, еще в бытность цирка на сцене лев загрыз дрессировщицу на глазах изумленной публики. В животное выпустили шесть пуль, но спасти женщину так и не удалось. Вторая легенда гласит, что однажды вся труппа театра погибла во время пожара. В целом, с тех пор, как театр заброшен, в нем регулярно случаются пожары. Живущие неподалеку старожилы считают, что у здания такая судьба потому, что он, якобы, построен на бывшем кладбище и на нем лежит старое проклятие. Но среди всех этих страшных легенд существует еще одна ― очень даже светлая. Говорят, что между куполом и крышей есть небольшое помещение, как бы комната. Ее называют «комната желаний». Если двое влюбленных заберутся в нее и загадают желание ― оно непременно свершится».

Рис.002

Конечно, все это звучит крайне завлекательно, однако реальная история намного интересней. В статье Харьковского исследователя А. Ф. Парамонова «Из истории харьковских цирков» находим следующий достоверный материал:

«Но в том же году (1892-м) Городская дума предоставила в долгосрочную аренду земельный участок на Жандармской площади владельцам «Русского цирка» братьям Никитиным. Аким Александрович Никитин построил очень удобное и просторное здание цирка, с печным отоплением, множеством приспособлений для показа самых захватывающих номеров, среди которых была даже подводная пантомима. При самых незначительных переменах цирк превращался в театр. Это позволило Никитиным чаще других менять репертуар, приглашать до десяти различных трупп, как цирковых, так и театральных, и проводить их гастроли не только в Харькове, но и в Нижнем Новгороде, Астрахани, Баку, Ялте, Ивано-Вознесенске.

К сожалению, судьба была несправедлива к Никитиным. В 1908 г. их обманул управляющий цирком грек Герасим Муссури, купив земельный участок у графа Капниста на углу улиц Дмитриевской и Благовещенской под строительство каменного цирка лично для себя, а не для Никитиных. В 1909 г. цирк Никитиных дал последние представления и в начале 1910 г. был разобран. А Муссури, построив шикарное здание цирка, не смог правильно организовать гастроли и в 1912 г. цирк перестроил под оперный театр».

Рис.003

Таким образом, в рассказах о цирке Муссури больше вымыслов, чем правды. В силу этих причин документальные свидетельства того времени являются для нас бесценными. В одном из ведущих музыкальных изданий за 1913 год находим очень интересную статью Р. Геника. В ней автор называет цирк Муссури «горе-театром» и «балаганом».

«Театр-цирк Муссури поистине горе-театр; в нем некий господин Валентинов периодически организовывает гастроли оперных знаменитостей; здесь выступали, между прочим, госпожи Гай и Кузнецова; г. Валентинов наскоро набирает труппу и оркестр, по невероятно высоким ценам продает билеты и делает выгодные дела; о художественности подобных постановок не может быть и речи; театр страдает отсутствием хорошей акустики и самых элементарных потребностей сцены. Театр Муссури ― это огромный цирк-балаган с претензией быть харьковским Колизеем; к одной стороне цирковой арены приделана сцена, оркестр доносится из какого-то погреба, арена превращена в партер, теснота и неудобство сидений и проходов невероятные, добрая половина амфитеатральных мест, наиболее близких к сцене, пропадает для зрителей; к тому же приходится дышать атмосферой специфических цирковых ароматов сгнившего навоза и испарений чемпионов французской борьбы».

Рис.004

Архивные документы о цирке Муссури также не блещут позитивными отзывами. В делах начала ХХ века «Об осмотре всех театров и синематографов в городе Харькове» инженерами фиксируется немало нарушений.

Рис.005 Рис.006

Некоторые и по сей день утверждают, что здание театра якобы проклято. Мол, и плохих историй с ним связано немало, и стоит оно на месте кладбища. Однако в основе всех этих слухов, думается мне, лежит следующее. В 1914 году недвижимое имение Герасима Михайловича Муссури (театр и особое дворовое место) так и не были проданы с двух торгов. Причина была предельно проста. Ни на первые, ни на вторые торги никто не пришел. Театр имел большие долги, да и с обманутыми Никитиными мало кто желал портить отношения.

Рис.007

Так что не все было так уж волшебно и загадочно по улице Благовещенской, 28. Хотя, конечно, придуманная ложь о гениальном предпринимателе, одержимом создать что-то великое, намного слаще, чем правда об обманщике и сгнившем навозе...

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова