Сдавать деньги в школу или не сдавать – вопрос, который порождает конфликты между родителями и дирекциями школ с вовлечением детей. Как возникает травля в школах и как ей противодействовать, рассказывают эксперты.
По словам главы общественной организации «Благосвіт» Екатерины Святец, ситуация, когда родители, которые не сдают деньги в школе и их дети подвергаются давлению, не является единичной.
«Буллинг – это систематическое, целенаправленное унижение конкретного человека другим человеком или группой людей, которое направлено на оскорбление, причинение морального давления», – говорит детский и семейный психолог Юлия Букина.
По словам Юлии, буллинг бывает нескольких видов: между детьми, между учителями и детьми (когда первые травят вторых) и между взрослыми (называется «моббинг»). Один из примеров моббинга – травля родителей учителями и дирекцией школы за несдачу денег.
Буллинг начинается с маленьких, растянутых во времени, постоянных действий. Он может возникнуть в коллективах с неблагоприятным эмоциональным климатом. В буллинге задействованы три стороны: жертва, агрессор и наблюдатель.
«В любом коллективе есть дети и взрослые, которые не похожи на других. Они и становятся жертвами», – отмечает психолог.
По ее словам, травля не зависит конкретно от жертвы и агрессора. Для разрешения ситуации важна роль наблюдателей, особенно в детском коллективе
«Если наблюдатели не вмешиваются, ничего не делают по разным причинам – нежелание, непрофессионализм или, наоборот, оставить все, как есть и управлять ситуацией в коллективе. Тогда буллинг будет усиливаться и может дойти до драки, травли и суицида», – рассказывает Букина.
Для предотвращения травли между детьми психолог рекомендует учителям проводить профилактические мероприятия (прививать ученикам толерантность, доброту, дружелюбность), наблюдать за эмоциональным состоянием детей и отслеживать систематичность в изменениях поведении конкретного ребенка или группы.
«Дети могут подраться, пообзываться, единоразово выяснять какие-то отношения – это нормально. Но если это приобретает систематический характер – это сигнал», – объясняет психолог.
По мнению Екатерины Святец, одной из проблем развития буллинга является желание родителей игнорировать конфликт.
«В большинстве случаев родители переводят в другое учебное заведение или параллельный класс ребенка. Это называется не выносить сор из избы, не раздувать конфликт – все тихо заминается и не выходит в публичное пространство. Чем это плохо – ребенок, глядя на своих родителей, понимает, что в ситуации когда его обидели и кто-то виноват, лучше дать заднюю и не отстаивать свои права», – считает Святец.
В ситуации, когда буллинг происходит между учителем и ребенком, эксперты советуют не замалчивать конфликт. В данной ситуации необходимо подготовить свидетелей (детей, сотрудников учебного заведения), по возможности сделать видео- или аудиозапись инцидента и обращаться в дирекцию, вышестоящие инстанции, полицию. При этом ребенку нужно оказать психологическую помощь.
«Когда мы, родители, становимся в позицию не вмешивающихся наблюдателей, мы молчаливым образом даем согласие на этот процесс», – считает Юлия Букина.
Как считает юрист и правозащитник Константин Карелов, решить возникающие на почве финансирования школ проблемы может запрет на подарки и сборы средств родителями в отношении тех учебных заведений, в которых учатся их дети
«Есть отличный принцип, который действует во всем мире: образование детей ни в коем случае не должно зависеть от финансового положения их родителей», – рассказывает правозащитник.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин