Битва налоговых реформ: Минфин Vs. Верховна Рада - Накипіло
Огляди

Битва налоговых реформ: Минфин Vs. Верховна Рада

В Украине продолжаются обсуждение реформ, и в этот раз власти взялись реформировать налоговую систему...

В Украине продолжаются обсуждение реформ, и в этот раз власти взялись реформировать налоговую систему. Все дело в том, что МВФ озвучил требование, что наша страна должна сократить дефицит государственного бюджета на с 4,1% до 3,7%, иначе страна может лишиться третьего транша в размете 1,7 млрд долл. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что госбюджет на 2016 год должен приниматься одновременно с налоговой реформой.

В Украине уже предложили два варианта обновления системы налогообложения. Один представило Министерство финансов, а вслед за ним 113 депутатов-соавторов внесли в Раду свой законопроект. «Форум» решила разобраться, какая из этих реформ наиболее подойдет Украине и позволит развиваться малому и среднему бизнесу.

Проект Минфина уже прозвали «20-20-20-20» из-за предлагаемых размеров налогов. Именно такую ставку предлагают назначить для налога на прибыль, добавленную стоимость, доходы физических лиц и единый социальный взнос. Глава Минфина и руководитель целевой команды реформы Наталия Яресько уверена, реформа снизит налоговую нагрузку на бизнес, будет способствовать детенизации, упрощению и стабильности налогового законодательства.

obzory 5021 slider

Яресько предлагает отменить льготы для коммерческой недвижимости и складских помещений и увеличить налог на недвижимость с нынешних 2% до 3% от минимальной заработной платы, но при этом налоговую ставку будут определять местные советы. Налог будут платить собственники квартир и домов площадью до 300 и 500 «квадратов» соответственно, но, как и прежде, налогообложению не будут подлежать квартиры площадью до 60 кв. м и дома до 120 кв. м. А вот владельцы роскошных квартир площадью свыше 300 «квадратов» и особняков от 500 кв. м должны будут ежегодно платить фиксированный налог в размере 25 тыс. грн. Такой же налог ждет владельцев автомобилей класса люкс, коими считаются авто, стоимостью свыше 1 млн грн.

При этом Яресько уверена, их проект позволит не обвалить экономику Украины в отличие от проекта, предложенного парламентариями, который прославился радикальным снижением налогов. Согласно их концепции, налог на доходы физлиц станет 10%, при нынешних 15–20%, НДС снизится с 20% до 15%, единый соцвзнос будет 20%, а налог на прибыль уменьшится на 3% и станет 15%. Разработчики реформы уверены, нововведения будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса и вдохнут в экономику страны новую жизнь.

Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина уверяет: о снижении доходной части бюджета можно не волноваться, мол, в реформе предусмотрены компенсаторы. Ведь, по мнению чиновницы, подобное радикальное снижение налогов несомненно приведет к детенизации бизнеса, а значит, количественно увеличатся поступления в бюджет. Также свою лепту внесут акцизный сбор с алкогольных, табачных изделий и топлива, рентная плата, экологический налог и прочие прибыльные статьи.

«Упрощенку» не трогать, – эксперты

Несмотря на то, что в сфере МСБ сейчас много проблем, они уверены, действующую упрощенную систему сегодня менять нельзя. «Упрощенная система дает возможность работать малому бизнесу, а те изменения, которые предлагают, только введут в смуту предпринимателей и бизнес начнет прятаться в тень. К сожалению, как в презентации Минфина, так и в проекте парламентариев много пунктов, которые вызывают непонимание. Сейчас положение малого и среднего бизнеса вполне нормальное, в том числе и законодательное урегулирование. И если его не трогать, он будет работать еще лучше», — уверен заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко.

В то же время экономист Владимир Соболев считает проект радикального снижения налогов весьма привлекательным. По мнению эксперта, он мог бы позволить раскрепоститься малому и среднему бизнесу, но проект несет в себе массу рисков. «Снижение налогов по идее должно компенсироваться ростом суммы налоговых поступлений в результате детенизации, но если принять только эти предложения, а оставить без изменений такие действующие неформальные правила, как рэкет, вымогательство налоговиков и бесконечные проверки, то ожидаемого результата не будет», — говорит Соболев. В итоге, по словам экономиста, вместо положительных результатов, экономика Украины может получить недостаток поступлений в бюджет, обострение социальных проблем, нехватку денег, чтобы заплатить пенсии и зарплаты бюджетникам.

Председатель «Ассоциации частных работодателей» Александр Чумак уверен, что бизнес не поддержит ни один из предложенных вариантов реформы, так как оба проекта предполагают ограничения для упрощенной системы налогообложения. По его словам, закон должен стать консенсусом между государством и бизнесом. Он должен быть простым, с однозначной трактовкой, справедливыми налогами и простым администрированием. Чумак уверен, при разработке новой реформы в первую очередь нужно уделить внимание НДС и смягчению налогов, ведь после февральского падения гривны бизнес оказался в весьма плачевном состоянии.

«На сегодняшний день НДС у нас остается очень сложным коррупционным налогом. Есть много фактов, что администрирование этого налога осуществляется в ручном режиме, что в принципе недопустимо. Следующий момент — это обязательная либерализация налогов, потому как высокие ставки никак не стимулирует вывод зарплаты из тени. Также необходимо полное реформирование единого социального взноса. Он должен быть обычным налогом, который можно администрировать и который должен работать в системе накопительного страхования», — рассуждает Александр Чумак.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова