Биометрический паспорт по-харьковски, или Живая очередь в электронную Европу - Накипіло
Фото

Биометрический паспорт по-харьковски, или Живая очередь в электронную Европу

Пользовались ли вы когда-нибудь своим служебным положением?

Глупый немного вопрос, я понимаю. Уверена, что многие, у кого было это самое служебное положение, не стеснялись им пользоваться. Время, деньги, нервы — это все нужно беречь. Но ведь мы живем уже в новой стране, по новым правилам… честным и все такое. Мы, конечно, тоже за перемены, и душой, и сердцем. Но…

Случилась у меня такая необходимость, как получение биометрического паспорта. Бывает… Какие первые движения у любого добропорядочного гражданина, готового к непосильному труду заполнения анкеты аж из трех вопросов и живущего в городе, где даже 3G уже вполне сносно работает? Правильно) Погуглить и постараться понять, какие шаги и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы получить вожделенную корочку. Опускаю подробности бесконечного количества фирм и фирмочек, любезно предлагающих свои услуги по получению биометрического паспорта, оптимизировавших свои тексты до выпадающих в самых первых поисковых строках. Ну извините, во-первых, цена умножается минимум на два от официальной, к которой и так есть вопросы, и во-вторых — за что?! За 15 минут, в течение которых нужно сдать несколько бумажек?! 21-й век! Какие могут быть проблемы с этим?!

Итак, первое, на что обращаю внимание в поиске — это официальный сайт Миграционной службы Украины, где есть довольно подробная информация о том, какие документы нужно с собой иметь и в какое отделение в твоем городе нужно их относить. Даже телефоны этих отделений имеются. Чтобы окончательно понять, во сколько нужно быть на месте, звоню по этим самым телефонам. Тишина. Ни один из трех не отвечает. Ок. Едем дальше. Звоню на горячую линию Миграционной службы. Милейшая девушка очень подробно объясняет, с которого часа работает мое отделение и что нужно, чтобы уж стопроцентно и сразу сдать документы на оформление паспорта. Иду.

Итак, серия 1 эпопеи «Украина — это Европа. Все для людей»

Отделение Основянского (Червонозаводского) района находится на Гимназийной (Красношкольной) набережной в старом и никак не европейском маленьком помещении паспортного стола. Часы работы, озвученные мне оператором горячей линии, с 9:00 до 17:00 с перерывом на обед (Обед! Карл!) с 13:00 до 14:00. Документы принимают по вторникам до 13:00 и четвергам с 10:00 до 17:00 с тем же обедом.

бамажки

Отправляюсь в приемное время во вторник, но не в самом начале рабочего дня, а ближе к 12:00 (ну уж как получилось с работы вырваться). Маленькое помещение с трудом вмещало приличное количество людей. Душно. На «досках почета» масса написанной мелким кеглем информации, явно неинформативного плана, а той, которая для «галочки», как сертификат соответствия в магазине. За стойкой информатора никого. Спросить не у кого… О счастье, из одной из дверей вышла довольно молодая барышня (блеснула надежда, что все-таки не пергидрольная тетка и хамить еще не научилась) и, скользнув по мне и остальной толпе взглядом, пролетела мимо. Я только успела пискнуть: «Извините, а не подскажете…». Угу не подскажет... О, еще одна — та же реакция. Вспомнился чудесный мультик из детства про муравья, который искал дорогу домой, и пытался задавать вопросы всем пробегающим мимо букашкам… Правда, там моим любимым персонажем все-таки была сумасшедшая гусеница. Ладно, хоть что-то выяснить надо, а то так и обед не за горами. Попытка задать вопрос людям в толпе тоже особым успехом не увенчалась: нет, не то, чтобы они агрессивно отвечали, с этим как раз все нормально, просто они были не очень в курсе, с чего мне все-таки нужно начинать, говорили о каком-то молодом человеке-информаторе, который куда-то отлучился и скорее всего уже, наверно, не вернется (ну да, обед же скоро) и самое убийственное для меня — говорили шепотом! Видимо, чтобы не потревожить в этом царстве паспортных секретов свою хрупкую удачу на сдачу документов. Ну или случайно не спугнуть напряженную работу жриц этого паспортного храма — хоть со скрипом, но пусть дело движется.

Есть еще там одно загадочное место. Я уж тут опять по сказкам. Дверь с маленьким окошком (видимо, в советские времена именно так представляли себе прорыв в сфере клиентоориентированных услуг). Вот в этом многообещающем «в гостях у сказки» меня опять послали к информатору (тому самому, который ушел с концами на обед). Круг замкнулся. Информации — ноль. На работу уже не просто пора, а пора сильно бежать. Ок, мы не гордые, придем еще раз.

окошко

Серия 2

Прихожу чуть раньше в следующий приемный день. Не в 9, но что-то около 10:30. Людей так же много. Барышня за стойкой информатора (о счастье!) на месте. Сразу к ней валить вопросами. Вокруг еще несколько страждущих от информационной жажды. И вот теперь барышня раскрывает мне эту тайну системы «нипель», в которую мои наивные попытки вписаться в середине рабочего дня тщетны. Оказывается, прием граждан на сдачу документов для получения загранпаспорта (впрочем, как и любого другого) осуществляется посредством электронной очереди, запись в которую начинается с 10:00, а вот чтобы попасть в электронную очередь нужно прийти как минимум к 8:30 (знающие люди шепотом подсказали, что это тоже не гарантия — лучше все-таки к 7:00, чтобы наверняка) и записаться в живой очереди для того, чтобы в 10:00 успеть втиснуться в электронную. Ни о какой записи онлайн или по телефону, понятное дело, в этом «продвинутом» отделении областной миграционной службы не слышали. Точнее, может, и слышали, но это точно не про них. На мой совершенно глупый вопрос (я вообще как-то засомневалась в своей способности задавать умные вопросы в этом загадочном месте): «А почему же о такой сложнейшей системе попадания на прием к специалисту по приемке документов нигде ни слова? Телефоны горячей линии? Интернет в конце концов?!» эта самая барышня совершенно логично и безапелляционно задала мне встречный и, конечно, умный вопрос: «Ну какой интернет, девушка?!» Действительно, о чем это я, уж чай не Нью-Йорк.

В общем, именно эта ее железобетонная логика и включила мой профессиональный рабочий режим. Каюсь, не сдержалась. В третий раз решила не испытывать судьбу и идти уже с оператором. Редакция мой порыв единогласно поддержала, так как выяснилось, что проблема эта давнишняя и для Харькова очень даже накипела. (Я вот думаю: ок, в Киеве уже давно все и по телефону, и онлайн, в Харькове, ну честно, мы не из всепропальщиков, думаю, скоро будет, а что же тогда о городках поменьше говорить?) Авось и общественная польза будет от такого социального репортажа.

Серия 3

Вкратце, поскольку, во-первых, есть видео этого приключения и каждый, кому интересно, может оценить атмосферу; во-вторых, моя замечательная коллега Алина Шульга довольно подробно на основе видеорепортажа пояснила, как же все-таки можно сдать документы для получения паспорта в Харькове с наименьшими потерями для собственного времени и здоровья.

Немного о моих опасениях перед этой съемкой. Очень переживала почему-то, что люди, пришедшие записываться в эту фантастическую живую очередь, чтобы попасть в электронную (выдох), откажутся говорить на камеру, и, главное, очень переживала, что нас будут «посылать» непосредственно работники паспортного стола.

Ан нет. Вообще, должна признаться, что весь этот наш паспортный видеопроменад — сплошной позитив. Мы с Глебом Тимошенко (а именно он временно исполнял обязанности оператора в качестве приглашенной звезды) после съемки сюжета заряжены были по самые уши. Нет, конечно же, мы снимали в открытую, ни о какой скрытой камере и речи не шло. Да и задачи выводить на чистую воду кого-то не стояло. Чего хотели? Не поверите — сдать документы! И зафиксировать этот загадочный процесс, о котором только шепотом. Тсс!

Итак, о реакции. Люди восприняли нас не то, чтобы позитивно, а я бы сказала скорее с азартом. Пыльное душное маленькое помещение — и тут на тебе, такое приключение! Болото! Как высказался один из героев нашего репортажа. На камеру говорили все, многие с удовольствием комментировали происходящее. В итоге сложилось впечатление, что мы все в результате: я, Глеб с камерой и народ (ненавижу это слово, но здесь иначе не скажешь), — представляли собой одну большую команду. А задача наша была — общими усилиями заставить работать очень старый и очень ржавый механизм, у которого из 50-ти было задействовано только 5 шестеренок, и те натужно двигались, пропуская большинство необходимых процессов между рассыпающимися от ржавчины зубцами. Это случилось. Механизм заработал. Да, всего один день. Но, главное, что даже в таких доисторических условиях он работать может (ок, пусть и не должен).

Мы, конечно, приехали к 8:30, записались в эту самую живую очередь. Мой номер — 15.

  запись

список

Оставалось ждать до 10:00, чтобы продолжить отработанную схему попадания в электронную. Какого же было наше удивление, когда ровно в 9:00 двери паспортного стола распахнула одна из работниц (никого, правда, внутрь не пригасила, но мы-то особо на приглашение не рассчитывали) — и зубчики задвигались. Мудрые мои коллеги по очереди смекнули, что кто-то позвонил то ли работникам, то ли начальнику паспортного стола и доложил, что на объекте журналисты. Камера! Вот он золотой ключик, запускающий этот сложный механизм).

Да, надо признать, что работники паспортного стола — народ уже стреляный и о правиле, согласно которому чиновник, находящийся на рабочем месте и в рабочее время отказываться сниматься не имеет права, прекрасно осведомлен. Никто от камеры не прятался. Девушка-информатор уже в 9:20 начала трансформацию живой очереди в электронную. Тот самый «специалист», точнее «специалистка» (уже при полном «параде») начала прием граждан ровно в 10:00.

очередь

Время по моему номеру наступало в 16:30, для меня это было крайне неудобно, но те же мудрые мои «коллеги по очереди» резонно заметили, что с такой невиданной в здешних местах скоростью работы я успею пройти еще до сакрального для паспортистов обеда (и не 15 минут вовсе занимает вся эта процедура с передачей бумаг, сканированием отпечатков пальцев и, собственно, фотографированием, а максимум 5). А на наши попытки отъехать на «кофе» (ждать то все равно приходилось) очередь очень трогательно стала просить не уезжать. Расслабятся ж… сс… нехорошие люди.

за стеклом

Немного об… этих людях. Нас, конечно, пригласил к себе в кабинет начальник паспортного стола. На мои вопросы о молчащих телефонах он сказать толком ничего не смог, но дал немного другие… На всякий случай. «Почему нельзя записаться онлайн или по телефону? Вот только сегодня обсуждали эти вопросы «наверху», сами ждем. Хотим ли перемен? Ну что за вопрос! А вы как думаете?!»

чиновник

А на постоянно задаваемый всем работникам и начальнику в том числе Глебом вопрос: «А что это за самодельная очередь у вас на улице, если потом все равно очередность определяется по электронной?» Начальник ответил так же, как и все остальные: «К этому мы отношения не имеем, люди сами так организовываются, для собственного удобства». Эээээ, и вот знаете что? А ведь он прав. Да, мы видели девчонку-паспортистку, которая сидела на скамейке рядом с этими листиками с фамилиями, которая, видимо, и просигналила сотрудникам о приезде журналистов. Но я на 100% уверена, что почин был дан обычными гражданами, стояние в живой очереди у которых впиталось с молоком советских матерей, и отдаться на волю судьбы ненадежной электронной они просто не могут.

Смогут! Не сразу, но к хорошему быстро привыкаешь. И к записи по телефону люди адаптируются, и онлайн. И авось научимся планировать, и выделять на такие вот совершенно жизненные вопросы реальные 15 минут, а не палить на это безбожно весь рабочий день.

Хотелось рассказать о еще одном молчаливом и загадочном элементе этого паспортного хаоса, наличие которого, особенно за стеклом, вызывало у Глеба дикий восторг. Но… повешу-ка я в конце интригу, итак, многабукафф.

Ах да, паспорт я, конечно, забрала, ровно через 20 рабочих дней, без камеры. Это отдельная, не очень веселая история, но при нынешнем положении вещей она и не может быть иной. Пока. Перемен и интернета требуют не только наши сердца, душные помещения ЖЭКов и паспортных столов, но и вся система работы чиновников на местах, которую нужно не только отмыть от паутины и ржавчины, но и максимально автоматизировать. Бумажная пыль она ведь ни здоровья никому не добавляет, ни профессионального роста.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова