Без лишнего потребительства: экологический шопинг в Харькове - Накипело
Истории

Без лишнего потребительства: экологический шопинг в Харькове

  • Юлия Гуш
  • Влад Лященко
  • 24 февраля
  • 721

Современный человек хочет выглядеть стильно, носить удобную и красивую одежду. С другой стороны — чрезмерное потребительство наносит урон и кошельку, и окружающей среде.

Одной из альтернатив привычным торговым центрам стали благотворительные магазины. Сюда можно принести личные вещи и приобрести хоть и не новую, но вполне приличную одежду по низкой ценой. Чтобы проверить, можно ли в подобном магазине собрать новый образ, наша Диана Руда отправилась в «Ясна річ».

Съемочную группу встретила коммуникативная менеджерка Ирина Сальник. Начала с исторического экскурса, отметила, что впервые такие магазины появились в Великобритании еще в прошлом веке, а у нас эта практика только сейчас становится популярной.

«Мы, можно сказать, собрали «бинго» в плане социальной миссии магазина, ведь решаем несколько задач. Это и экологическая проблема, потому что на производство вещей, хлопка, полиэстера потрачено большое количество ресурсов. Также выполняем просветительскую миссию: говорим с людьми, учим, как продлить жизнь одежды. У нас проходят различные мастер-классы: как переделать, перешить, скомбинировать вещи. И еще одна миссия — это, конечно, благотворительность», — перечисляет Ирина.

Примерно 90 процентов вещей, принесенных харьковчанами, идут на благотворительные цели. Сотрудницы магазина их сортируют и передают разнообразным общественным инициативам. Среди них — «Деполь», «100 процентов жизни», «Армия Спасения», ряд реабилитационных центров, организации, которые помогают многодетным семьям, беспризорным, людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. В «Ясна річ» нашли работу и переселенка, и многодетная мама, и пожилая женщина.

«Мы работаем по бизнес-модели, когда одежду приносят люди. У нас есть определенные пожелания: вещи должны быть чистыми, сезонными, не нужно нести косметику, ношеное белье или носки. Мы принимаем широкий ассортимент вещей, от одежды и обуви — до аксессуаров, игрушек, дисков, мелкой рабочей техники, посуды, украшений. Все это нам дарят бесплатно. 90% после сортировки попадает в благотворительные организации и фонды, или к частным инициативам, которые помогают людям. Сейчас мы передаем одежду на прифронтовые территории через харьковских волонтеров», — рассказывает менеджерка.

Ирина показывает нам отделы магазина: мужской, женский, детский. В каждом можно найти вещи на любой вкус. Там есть классические рубашки и платья, снаряжение для занятий спортом и разнообразные игрушки, которыми почти никто не играл. Продается одежда и обувь для совсем маленьких детей. Покупать такие вещи именно в благотворительных магазинах — вполне рационально, ведь малыши быстро растут. Иногда можно увидеть что-то странное и неожиданное: например, игрушечного кенгуру, которого можно поднять только вдвоем.

«Есть свадебное платье, можно бюджетно замуж выйти, всего за 1 500 гривен. Вот коляски, кресло, бывают совсем маленькая мебель. Иногда попадаются загадочные вещи, и девушки вызывают меня разобраться, чтобы вместе решить, что это такое. Однажды показали мне семена горчицы: не могли понять, что это. Там было на английском написано, и внутри какие-то маленькие зеленые штучки. Это специальная горчица, которую сеют для восстановления почвы», — вспоминает Ирина.


Такие магазины позволяют неплохо сэкономить. Например, в «Ясна річ» продаются приличные шлемы за 90 гривен, которые в специализированном магазине обойдутся в 500 гривен. Есть отдел, где можно приобрести сверхдешевую одежду. Ирина показывает свитер, пиджак и новые брюки — они стоят всего по 50 гривен. Но это не значит, что одежда плохого качества: просто вещи слишком долго провисели в основных отделах и были заменены на новые, а уже потом перекочевали в ящики.

«Мы получаем пожелания от организаций, с которыми сотрудничаем. Передавали вещи на Донбасс, в Горское — а это моногород, большинство людей работает в коммунальных службах, им необходима практичная и прочная одежда. Многодетные семьи просят канцтовары к школе. Наши девушки знают, что кому нужно: например, в реабилитационный центр неуместно передавать обувь на высоких каблуках. Главное, чтобы принесенные вещи были целыми и чистыми. У нас нет специального человека, который бы занимался ремонтом», — отмечает наша собеседница.

Правда, люди иногда приносят вещи в плохом состоянии. Случается и откровенный хлам. В таких случаях работницы пытаются объяснить, что надлежащий вид вещей — ответственность самих посетителей.

Ирина показывает отдел, который наполняют представители общественных организаций и инициатив. Чтобы попасть туда, надо выполнять определенную социальную миссию. Там присутствуют экологические альтернативы одноразовых товаров от Kharkiv zero waste или авторские блокноты от подруги магазина Ольги. «Ясна річ» не выставляет наценок и не забирает процент от продаж: вырученные средства полностью возвращаются владельцам.

Сейчас «Ясна річ» планирует стать еще более экологичной, отыскивая новые возможности для переработки одежды. Но это непростая задача, в мире остается немало проблем с утилизацией ненужных вещей. Конечно, есть большие бренды, которые обещают покупателям помочь экологично избавиться от лишней одежды: либо просто так, или за скидки на новые вещи. Но это выливается в банальный гринвошинг, «зеленый камуфляж» как маркетинговую стратегию: цель подобных инициатив — заставить людей покупать одежду чаще. И никто не знает, куда тонны принесенных старых вещей попадают в конечном итоге.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим

X