Как часто вы слышали от студентов, что им нужен диплом, но работать по профессии они точно не будут? А может, и вы в свое время говорили фразу «Главное — получить “корочку”»? Участники круглого стола «Высшее образование: социальная услуга или драйвер экономического роста» обсуждали, как нужно реформировать образование, чтобы оно стало эффективным.
Проблема со школьной скамьи
По мнению доцента кафедры органического синтеза и нанотехнологий, ответственного секретаря Центральной приемной комиссии НТУ «ХПИ» Сергея Петрова, решать эту проблему нужно на этапе среднего образования. К примеру, сейчас на стыке восьмого и девятого класса школьник выбирает профиль обучения и фактически определяется с будущим. Затем следуют ЗНО и поступление в вуз.
«Зачастую школьники выбирают специальность в вузе не исходя из того, кем станут по окончанию обучения, а из того, экзамены по каким предметам нужно сдать на ЗНО и куда они могут поступить с полученными баллами», — говорит Петров.
Он считает, знакомить детей с профессиями должны в школе, чтобы они понимали, что кроется за словами «IТ», «машиностроение», «энергетика» и прочими. Необходимо показать, какой у ребят есть выбор. Также Сергей полагает: вместо того, чтобы заинтересовать школьника предметом, нынешняя программа перегружена лишней информацией.
«Я инженер, химик-технолог. Однажды у меня спросили: что бы я изменил в учебнике по химии. Так вот, учебник для восьмого класса начинается с главы “Что такое валентность”. Человек впервые открывает учебник химии и сразу должен разобраться, что такое валентность», — приводит пример Сергей Петров.
Учиться пять лет уже не нужно?
Проблема украинского высшего образования еще и в том, что оно не отвечает потребностям экономики, а у государства нет стратегических прогнозов, каких специалистов нужно готовить.
Соучредительница общественной организации «RE: Старт» Оксана Чепижко уверяет, что большинство нынешних профессий вовсе не нуждается в пятилетнем обучении им. Мол, информация, которую преподают в вузах, попросту не успевает подстроиться под вызовы мирового и украинского рынков труда. Университетское образование часто можно заменить курсами, которые отнимают значительно меньше времени, но более эффективны.
«Бытует мнение, что через пять лет, когда студент оканчивает вуз, знания, которые он приобрел, уже устарели. Но для нас высшее образование — это до сих пор некая обязательная социальная ступень для вчерашних школьников. Поэтому они по старинке идут получать образование в той системе, которая существует на сегодняшний день», — рассуждает Оксана Чепижко.
С этим соглашается первый заместитель председателя Студенческого Сената ХНУРЭ Никита Здорик.
«Студентам не хватает мотивации и материальной базы. Они не видят смысла учиться пять лет и после второго курса идут в большие IТ-компании, где их подучат, и при этом они смогут зарабатывать», — утверждает студент.
По его мнению, вузы должны делать ставку на дистанционное обучение. Оно более современное и позволяет студентам совмещать учебу с работой.
Доктор технических наук, директор института энергетики, электроники и электромеханики НТУ «ХПИ» Роман Томашевский не отрицает, что высокооплачиваемую работу можно найти, не заканчивая пять курсов университета. Однако студентам важно пройти полноценную программу обучения: иначе такой специалист далеко по карьерной лестнице не продвинется.
«Студенты, которые уходят из вуза — это большая проблема. Эти ребята могли бы доучиться и работать на 3 000 долларов, но они уже поставили себе планку 700. Они стали кодерами и пошли кодить. Я не верю, что они вернутся в вуз», — сожалеет Томашевский.
Решение проблемы он видит в сотрудничестве вузов с бизнесом. Тогда бы студенты понимали, что после получения полного высшего образования их ждет престижное рабочее место.
При этом Томашевский говорит о нехватке специалистов даже в тех областях, где есть хорошие зарплаты. К примеру, достаточно вакансий в сфере энергетики, но общего понимания, каких именно специалистов нужно готовить, нет. Поэтому в стране дефицит квалифицированных кадров.
«Профессиональная ориентация должна идти от предприятий, а без централизованной кадровой политики специалистов не хватает», — считает он.
Что уже сделано
В НТУ «ХПИ», к примеру, внедрили дуальное образование. Оно подразумевает, что в университете студент получает фундаментальные знания, а практическую часть приобретает уже не предприятии. Также открыли Инновационный кампус, который объединил IT-обучение, школу предпринимательства и коворкинг. Там IT-специалисты, студенты, авторы стартапов и предприниматели имеют полноценный доступ к знаниям и ресурсам.
Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина подписал меморандум о сотрудничестве с общественным союзом «Фундация Восток-Запад». Теперь разработки и идеи студентов вуза не останутся лишь на бумаге курсовых и дипломных работ. Они будут воплощаться в работе бизнеса, за что авторы будут получать гонорар.
Председатель Научного общества студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых ХНУ имени В. Н. Каразина Михаил Максимов анонсировал проведение хакатонов на городском уровне. Предполагается, что городские коммунальные предприятия будут ставить задачи, а участники хакатона — искать и находить их решение.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин