Мы встречаемся с молодым музыкантом и его отцом возле оперного театра в Харькове, где мы договорились о видеосъемке на сцене. 18-летний Николя немногословен. «Разогревается», как только сотрудники театра выкатили рояль - играет этюд за этюдом, не обращая внимание на оператора, настраивающего свет, и фотографа, то и дело заглядывающего объективом ему под руки.
О Николя больше рассказывает его отец, который стоит рядом с ним. Говорит, рояль — это продолжение души сына, он никогда не устает от музыки и чувствует ноты, даже не глядя на них.
Николя Мирошниченко учится в Харьковском музыкальном училище имени Б. Н. Лятошинского на третьем курсе. Парень виртуозно играет на рояле, достигая невероятной скорости. Его знают далеко за пределами страны и называют самым перспективным пианистом Украины. Но еще 11 лет назад родители Николя не могли даже мечтать, что сын сможет сыграть хотя бы примитивную мелодию - пальцы мальчика практически не двигались, а врачи и вовсе сулили ребенку короткую жизнь из-за генетического нарушения.
Во время родов мать Николя пережила клиническую смерть. Антонине резко стало плохо, «скорая» привезла женщину в роддом, там у нее произошла остановка сердца. Врачи решили делать кесарево сечение, чтобы спасти ребенка. Произошло чудо и женщина ожила, но мальчик родился с обширным инсультом. После этого мать Николя впала в кому, а новорожденного отправили в другую больницу.
Никто не думал, что он вообще будет жить. Врачи просто ждали, что он должен умереть. Вот завтра умрет, послезавтра умрет, а он боролся за жизнь, не умирал, — рассказывает отец Николя Николай Сараев.
Мать и сын воссоединились через месяц, а для семьи начался длительный путь борьбы за жизнь Николя. «Кто-то мне когда-то сказал, если ребенок родился и не умер, он должен жить. Поэтому мы старались. Я придумывал разные методики, а Антонина Станиславовна, мама Николя, - она провизор, подбирала разные препараты», — говорит отец.
Родители старались вернуть малышу способность двигаться. В ход шли массажи и зарядки.
«Я понял, что нужно привязать его питание и упражнения. Нельзя, чтобы ребенок, вот как у нас принято: покормили и спать. Это нехорошо. Покормили — двигайся», — делится Николай.
Постепенно это начало давать результаты. По мере того, как Николя рос, отец придумывал для него новые упражнения, но пальцы мальчика еще практически не двигались. Тогда Николай решил, что игра на музыкальном инструменте может помочь. Он признается, воспитывать гения и в мыслях не было, целью было — разработать моторику.
Я начал думать: что мы можем, чтобы он постоянно занимался и не уставал? На рояле играть. Ничего другого нет: на гитаре сложнее — пальцы болят, на флейте — надо дуть, а ему нельзя. А так он сидит за роялем, нажимает клавиши, — объясняет Николай.
Когда Николя было примерно семь лет, они с отцом обошли в округе все музыкальные школы. Однако ни один педагог не решился работать с мальчиком, тогда мужчина стал учить его самостоятельно, хотя даже не знал нот.
«Долго объясняли, что нота “до” — это вот эта клавиша. А потом он начал понимать. Я ему говорил: “Играй. Всей рукой. Не попал, так не попал”. А он же хочет попасть, так постепенно в пальцах начала появляться чувствительность. Но, конечно потребовались часы, недели, месяцы, годы».
Родители настаивали, чтобы Николя учился играть музыку с листа, а не заучивал ноты наизусть. Сегодня, спустя 11 лет, молодой парень может сыграть любое произведение с первого раза, не разучивая его заранее. В его программе — примерно семь часов непрерывного воспроизведения знаменитых мировых шедевров, а в мечтах — возрождение школы педагога Карла Черни, который учился у Бетховена и учил Листа.
Николя играет каждый день минимум по четыре часа. Он до сих пор оттачивает свое мастерство, хотя уже достигает скорости игры 25 нот в секунду каждой рукой. Для сравнения, Любомир Мельник, прозванный «самым быстрым пианистом мира», играет со скоростью 19,5 нот в секунду. Вдобавок он самостоятельно научился играть на скрипке, альте, виолончели, гитаре, домре, мандолине, балалайке, банджо и гобое. Несмотря на это, гением себя Николя не считает.
Как говорит мой папа, человеческая деятельность — абстрактна, а значит, она примитивна, а значит, она не гениальна. В любой человеческой деятельности: играть на фортепиано, рисовать картины или писать стихи — нет конца. Мы можем улучшать до бесконечности. Так же и в музыке. Нельзя сказать, что кто-то гений, а кто-то — нет. Просто его не научили, — улыбается парень.
У Николя есть и ученики. По его словам, новичок может научиться играть с листа всего за четыре месяца. «Черни — точно не знаю, по какой методике, но скорее всего, по похожей, — учил шесть месяцев, но он учил только взрослых. При этом он учил не только играть, но и сочинять, то есть сольфеджио, гармонии и всем соответствующим предметам», — рассуждает Николя.
Парень восторгается Шопеном, Бетховеном, Чайковским, а современную музыку находит слишком простой. На вопрос, любит ли он слушать ее для развлечения, растерянно пожимает плечами и не может назвать современного исполнителя, который бы нравился.
Раньше опора делалась на мелодию, а сейчас на ритм. В современной музыке я слышу то же, что и в классической, только в очень упрощенной форме,и у меня иногда появляется желание ее усложнять, — поясняет Николя.
О молодом пианисте из Украины узнали за границей. Теперь его часто приглашают на международные конкурсы. Он уже побывал в Швейцарии, России и Беларуси, а недавно вернулся из Штатов. В Украине он участвует в десятках концертов и успевает съездить в прифронтовую зону, чтобы сыграть там для местных жителей. По словам отца, за годы войны они с Николя побывали в населенных пунктах Донбасса по всей линии разграничения.
К слову, Николай Сараев, в прошлом художник-оформитель и далекий от музыки человек, стал делать скрипки. Среди его шедевров инструменты как классических форм, так и причудливых. Именно на отцовских скрипках играет Николя, а некоторые он делает на заказ.
У парня большие планы: он видит себя на одной сцене с Лондонским симфоническим оркестром, хочет гастролировать с концертами в каждой стране, подарившей миру знаменитых композиторов, и играть там их шедевры: в Австрии — Моцарта, в Польше — Шопена, в Германии — Бетховена и Мендельсона.
Таких пианистов как он — нет. Он единственный, у него нет соперников. Но при этом у него нет звездной болезни, — говорит отец о Николя. — У нас есть желания, тщеславие, зависть, а у него нет этих чувств, он не понимает, что такое зависть. Поэтому он просто играет. И когда люди завидуют ему, хочется спросить: «Чему вы завидуете?». Нечему завидовать. Наоборот, его нужно продвигать, чтобы он показал другим, что вы тоже можете. Вы, здоровые, — можете.
Проєкт «Donbas Media Forum та міжрегіональне співробітництво для виробництва якісного контенту для Сходу України» впроваджується за підтримки Медійної програми в Україні, яка фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.
Оперативні та перевірені новини з Харкова