О художнике Михаиле Алисове и Харькове - Накипело
img

Антон Бондарев

  • https://adamovskiy.foundation/
  • 6 Грудня 2020
  • 599

Думаю, у многих из нас есть свои любимые харьковские художники. Кто-то любит Сергея Ивановича Васильковского с его неповторимыми пейзажами, кому-то дорог Константин Александрович Трутовский и его «Колядки в Малоросии». Есть те, кто может часами созерцать далекую Нормандию на полотнах Виктора Ивановича Зарубина. Перечислять можно долго, действительно, в XIX-XX в. в Харькове и губернии родилось немало талантливых мастеров, ставших со временем достаточно известными. Для меня же одним из любимых и великих харьковских художников был, есть и будет Михаил Алисов. Первое наше «знакомство» произошло около 5 лет назад, когда я случайно наткнулся в тексте на информацию, что на старом ялтинском городском кладбище сохранился памятник с надписью: «Художник Алисов Михаил Александрович, 5.01.1860 — 15.06.1933. Маринист, лучший ученик Айвазовского. От Коммунхоза, 1960 г.». Через некоторое время оказалось, что сам художник родился 30 апреля  1859 года в Харькове. Так что, вполне естественно, что я искал информацию о нем везде, где только можно. В том числе в фондах Харьковского областного архива, а также в СМИ нашего города начала ХХ века. Немалым стимулом в этих поисках для меня было то, что в современных зарубежных публикациях о Михаиле Алисове его связи с нашим городом уделялось крайне мало внимания. А после упоминания о выставке в Харькове 1900 года следовала фраза: «Потом было еще две выставки: в 1902 и 1903 годах. На этом все»...

Сегодня мне хотелось бы в общих чертах рассказать не биографию художника (статей об этом в интернете и так предостаточно) а именно о том, насколько тесно было связано имя признанного «лучшего ученика Айвазовского» с нашим городом.

Итак, в «Родословной книге потомственных дворян Харьковской губернии» о семье великого художника можно узнать следующее:

«Род Алисова.
1. Надворный советник Александр Иванов, сын Алисов, имеющий жительство в Изюмском уезде.
9. Надворный советник Александр Иванов, сын Алисов, владея недвижимою собственностью в Изюмском уезде, ходатайствовал о внесении его в дворянскую родословную книгу, в ту же часть, в которой он состоит записанным по Курской губернии; причем представил в доказательство своих прав копию с определения Курского Дворянского депутатского собрания от 21 февраля 1868 года, из которой видно, что он с сыном своим Михаилом внесен во вторую часть дворянской родословной книги той [же] губернии, по заслугам своего отца поручика Ивана Александрова, сына Алисова, и что копия с того дела представлена на ревизию Департамента Герольдии Правительствующего Сената 29 февраля 1868 года за № 202.
На основании этого документа Харьковским Дворянским депутатским собранием, по определению своему 16 октября 1876 года, упоминаемый надворный советник Александр Иванов, сын Алисов внесен по Харьковской губернии в ту же вторую часть дворянской родословной книги, в которой он состоит записанным по Курской губернии».

Начальное художественное образование Михаил Алисов получил в Харьковской частной школе рисования и живописи М. Д. Раевской-Ивановой. А в 1877 году, как видно из документов Харьковского областного архива, пытался поступить на службу в канцелярию предводителя дворянства Изюмского уезда.

С 1887 по 1889 годы мы встречаем нашего земляка уже в качестве студента Императорской Академии художеств. Его учителем в то время становится признанный пейзажист салонно-академического толка ― Юлий Юльевич Клевер. После учебы в академии Михаил Алисов уезжает в Крым, где работает под руководством Ивана Константиновича Айвазовского в его мастерской в Феодосии.
В 1897 году картины Алисова можно встретить среди полотен других художников, разыгрывавшихся в  лотерее художественных произведений в  пользу приюта для неизлечимых больных имени доктора Владислава Андреевича Франковского.

Первая большая персональная выставка картин Михаила Алисова состоялась 16 февраля 1900 года, то есть уже после смерти его учителя. Причем состоялась не где-нибудь, а именно в Харькове, и была приурочена к 40-летию художника. Посетившие тогда ее журналисты восторженно писали в СМИ:
«Сообщу некоторые сведения о художнике, которыми отчасти и объясняется, почему он выбрал наш город для устройства своей выставки. М. А. Алисов ― коренной харьковский житель, но работа мариниста отвлекла его от наших степей на много лет. Его художественное образование имеет следующую историю. Известный писатель Григорий Петрович Данилевский, родной дядя художника, заметив в юноше склонность к искусству, посоветовал и помог ему поступить в Академию...»

К выставке в типографии Н. В. Петрова тиражом в 1000 экземпляров был издан и небольшой каталог с названиями 132 экспонируемых картин.

В октябре того же года Михаил Алисов преподнес в дар харьковскому музею изящных искусств две своих больших пейзажа с видами Крыма. В августе-сентябре 1901 года выставка картин Алисова и иностранных художников проходит уже в помещении магазина Галанова.

Весной 1902 года персональная выставка картин Михаила Алисова радушно распахивает свои двери в стенах Харьковского художественного промышленного музея уже в четвертый раз. В течение месяца поглядеть на творения «местного мариниста» (именно так писали тогда в СМИ) пришло более 2000 человек. А около десятка картин были проданы, причем за некоторые из них уплатили немалые суммы. Те, кто имел счастье видеть тогда полотна мэтра воочию, отмечали, что картины его «полны воздуха; волны  моря, производя иллюзию глаза, манят к себе, останавливая зрителя у холста на долгое время». Критики в своих отзывах писали: «Ученик  гениального мариниста И. К. Айвазовского, художник Алисов сумел, однако, выработать  себе совершенно иную манеру, не повторяющую манеры учителя».

Практически через год в нашем Харькове вновь открывается выставка картин уже знакомого и любимого в городе художника. Правда, на этот раз Михаил Алисов значительно расширил темы пейзажа видами Слобожанщины, Крыма и Кавказа.

После чего на несколько лет наступил перерыв. И лишь в 1909 году в Харькове вновь с большим успехом прошла совместная выставка Михаила Алисова и одного из ярчайших мастеров натюрморта Евдокима Волошинова. На ней суммарно экспонировалось около 200 картин. Затем персональные выставки Алисова вновь возвращаются в его родной город и проходят все так же успешно в стенах городского художественного музея в 1910 и 1911 годах. Отзывы о последней более чем красноречиво говорят об отношении горожан к художнику:

« В настоящее время в Харькове открыта выставка картин мариниста М. А. Алисова в помещении городского музея. Харьков не отличается обилием выставок. Какая тому причина — сказать нетрудно. Выставки, которые здесь открываются, заканчиваются по большей части впустую.  Передвижная выставка едва ли представляет собою исключение в этом смысле. Вот уж несколько лет подряд ни частные лица, ни  городской музей с передвижной выставки не покупают решительно ничего. В Харькове нет ни одного последовательного коллекционера, ни одного  любителя картин, вроде, например, московских. От этого выходит, что в то время, как в Москве открыто одновременно семь выставок, в Харькове у нас одна — г.  Алисова. Спасибо и на том. М. А. Алисова здесь хорошо знают, и многие имеют его картины. Это художник старой школы, но — школы. Те из публики, что не привыкли к новшествам в стиле «бубнового валета», где все кажется непонятным, навязчивым и ненужным, могут здесь быть спокойными. Алисов пишет по-старому, делая свои этюды и картины с возможной добросовестностью, со знанием своего дела.  Не все его картины увлекут и очаруют требовательного зрителя, но многие из них заставляют отдать автору дань уважения. На настоящей выставке помимо обычных для Алисова картин черноморского  побережья имеется много этюдов из Малороссии, из мест, близких к Харькову, и особенно интересны из них те, что изображают «первый план» (говоря языком  художников), т. е. пейзаж подножный. Посещается выставка удовлетворительно и, очевидно, г. Алисов имеет свою, верную ему, публику: на многих из его полотен  имеется  уже надпись: «продана». Необходимо отметить в детальности г. Алисова, что он был всегда верен себе, не менял себя, как художника, и свою манеру для того, чтобы подделываться под веяния и вкусы новые, а делал и делает то, что любит, что знает доподлинно, и делает так, как понимает».

Принимает также Михаил Алисов во время своих приездов в Харьков и участие в его культурной жизни, достаточно часто дарит свои картины художественному музею. А в феврале 1911 года мы можем встретить его даже среди четырех художников, составляющих жюри по  присуждению премий за лучшие, оригинальные или  идейные костюмы для «Масленичного карнавала-маскарада».

В советское время имя Михаила Алисова в силу до сих пор неясных причин было предано забвению. Хотя считается, что большая часть картин художника утеряна, некоторые его полотна можно и сейчас увидеть в музеях (в том числе и Харьковском). Прямые же потомки Михаила Алисова живут сейчас в Кстовском районе Нижегородской области. Именно благодаря им, а также вниманию искусствоведов в последние годы к забытому на многие годы художнику вновь появился интерес, а в интернете можно увидеть наконец-то фотографию Алисова, сделанную во время его посещения нашего города в 1903 году.

В период с декабря 2018-го по январь 2019-го гг. в стенах Нижегородского государственного художественного музея прошла прекрасная выставка «Лучший ученик Айвазовского. Михаил Алисов», где экспонировалось в общей сложности 32 работы художника. Это я все к тому, что в тех чужих для Алисова краях имя его сейчас известно, и считается он там своим. В сравнении с этим стыдно, что на родных слобожанских просторах и в так любимом художником Харькове имя его забыто и известно очень немногим.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

У разі масових заворушень на вулицях міста ми вас повідомимо

X