Наставник для детдомовца. Как им стать?

В Украине действует закон о наставничестве — добровольной и безоплатной помощи детям-сиротам, детям, лишенных родительской опеки и по разным причинам проживающим в интернате. Медиапроект «Накипело» рассказывает, как стать наставником и почему далеко не все могут им быть.

«Друг», «наставник», «усыновитель»: в чем разница?

Важно понимать, чем отличаются эти социальные роли. Другом для ребенка из детдома может стать любой человек, независимо от возраста и социального статуса: приезжать в гости, дарить подарки на праздники, проводить вместе время в интернате. Усыновленный ребенок уже претендует на ваше имущество. Ему даже можно дать другое имя и фамилию.

Наставник — это не родитель, а близкий друг, который может помочь разобраться в личных проблемах, предложить куда-то сходить, чему-то научить, рекомендовать что-то, но ни в коем случае не может заставить. Это все равно, что иметь племянника.

Условия для наставничества

Между наставником и администрацией детского учреждения подписывается договор. Для его окончательного заключения необходимо согласие ребенка: хочет ли он, чтобы конкретный человек стал его попечителем. Право голоса дается с 12 лет. При этом заверить документ разрешается без учета мнения воспитанника детдома, если тот еще не достиг нужного возраста или не осознает важности наставничества по состоянию здоровья.

Желающий быть наставником должен пройти специальный курс подготовки по воспитанию и адаптации ребенка из интерната. Подобные тренинги сегодня проводят общественные организации.

Виктория Тищенко, волонтер благотворительного фонда «Волонтеры: взрослые — детям», помогает харьковчанам стать наставниками и сама является таковой. Женщина уверена: человек, не имеющий собственной семьи, не может стать хорошим наставником для ребенка.

«Не может быть наставником человек, не сформировавший себя в системе семейных отношений. По закону это необязательно, это моя оговорка как педагога, который общается с молодыми людьми. Студент наставником точно быть не может», — считает Виктория.

Зачем это нужно?

Главная цель наставничества — поддержка и подготовка несовершеннолетнего к самостоятельной жизни. На ментора возлагается обязанность донести ребенку его права, помочь реализоваться в понравившейся сфере, развить навыки. Согласно законодательству важно, чтобы наставник научил ребенка базовым принципам общения с людьми вне интерната.

«Дети в этих заведениях закрыты, они ничего не видят кроме того, что им может организовать детский дом и нянечки, они не видят других людей, не общаются. Мы организовываем для детей какие-то развлекательные мероприятия, стараемся чем-то заинтересовать, чему-то научить», — рассказывает Виктория Тищенко.

Этап наставничества для усыновления не обязателен. Но часто наставники, общаясь с ребенком, понимают, что готовы дать ему нечто большее и становятся для него приемными родителями.

Когда могут лишить права наставничества?

При непосредственной угрозе здоровью или жизни ребенка орган опеки и попечительства может принять решение о расторжении договора. Если наставник ранее брал ребенка к себе домой, то его автоматически лишают такого права. Подобная ситуация решается только через суд.

Почему наставники уходят от детей?

В практике Виктории Тищенко были случаи, когда договор о наставничестве расторгали, и человек прекращал наведываться к ребенку.

«Каждый, когда становится наставником, чего-то ожидает. Но ожидания могут не оправдаться. Человеку кажется, что он дает ребенку все, а тот реагирует на помощь не так, как он предполагал. Люди думаю, если они станут наставниками, то они сразу кого-то облагородят, осчастливят, и эти дети будут им обязаны, будут молиться на них и благодарить. Нет, дети всегда будут на равных с наставником», — объясняет волонтер.

По ее мнению, больше всего нуждаются в такой поддержке дети с инвалидностью. В Украине у них мало возможности обрести полноценную семью. В этом случае единственный выход — наставничество.

Сколько всего наставников в Харьковской области?

По данным начальника службы по делам детей Харьковской облгосадминистрации Ольги Шевченко, на сегодня количество воспитанников детдомов в регионе — 4305 человек, это всего 1% от всего детского населения области. Однако служба не ведет счет наставников для таких ребят.

«Статистика известна в образовательных учреждениях, где находятся дети, т. е. эти данные могут предоставить сами учреждения», — утверждает Ольга Викторовна.

ещё по теме:

Авария на «Крымском титане». Что пишут росСМИ

Что может стать альтернативой интернатам

Подарок на пять тысяч: что войдет в «пакет малыша»

«Я не хочу иметь детей». Четыре истории о том, как кыргызстанцы становятся чайлдфри

«Нам треба більше дослухатися до думки дітей», — Микола Кулеба

опубликовано

5 января 2017

текст

Алена Нагаевщук

фото

Карина Смирновски

просмотров

745

поделиться