Водитель Rolls-Royce vs. патрульная полиция: как вести себя копам - Накипіло
Події

Водитель Rolls-Royce vs. патрульная полиция: как вести себя копам

Недавнее видео о патрульной полиции и харьковском бизнесмене Дмитрии Тейтельбауме вызвало широкое обсуждение в сети. Водителя Rolls Royse Wraithe с явными признаками алкогольного опьянения 13 августа задержала полиция.

Мнения разделились: кто-то считает, что полицейские действовали в правовом поле, кто-то ― что благодаря их нерешительным действиям в очередной раз нарушителю удалось избежать адекватного наказания.

Медиапроект «Накипело» обратился за консультацией к юристу Артему Донцу и узнал, как нужно действовать копам в таких ситуациях.

Мнение эксперта

«Не вдаваясь в подробности и не комментируя поведение гражданина, находившегося на месте водителя, хотел бы отметить, что действия патрульных полицейских были очень лояльными, но назвать их адекватными с юридической и профессиональной точки зрения я не берусь. Оценивая известные мне обстоятельства происшествия, считаю, что патрульная полиция должна была действовать решительней. Их единственная заслуга в том, что они все же не допустили, чтобы пьяный водитель колесил по дорогам Харькова.

Что мешало им с самого начала в полной мере эффективно применять предоставленные им законом средства – мне не ясно. Могу предположить, что молодые и малоопытные полицейские оказались просто не готовы к принуждению находчивого и психологически устойчивого водителя выполнять законные предписания и требования. Законом Украины «О Национальной полиции», Кодексом Украины об административных правонарушениях и еще целым рядом подзаконных актов полицейским предоставлены все необходимые инструменты и средства для недопущения и разрешения подобных ситуаций, фиксации обстоятельств нарушений и последующего привлечения лиц к ответственности.

Итак, что нам известно из видео? Патрульные остановили транспортное средство, относительно водителя которого у них было подозрение о нахождении последнего в состоянии алкогольного опьянения (ст. 35 ЗУ «О Национальной полиции»). С момента такой остановки машины и ее водителя начинают  исчисляться сроки административного задержания лица (см. ст.ст. 260-263 Кодекса Украины об административных правонарушения), которые по закону не могут превышать трех часов. Важно: при подобном задержании обязательно должен быть составлен протокол административного задержания (ст. 261 КУоАП). В отдельных случаях задержание может быть продлено и до трех суток, но при этом обязательно должен уведомляться прокурор (ст. 261 КУоАП).

Далее патрульные потребовали у водителя пройти осмотр на состояние алкогольного опьянения (п. 2.5 ПДД Украины; ст. 6 Приказа МВД  № 1452/735 от 09.11.2015). Для этого на месте остановки водителю предложили «подуть в трубочку» ― т.е. пройти проверку концентрации паров алкоголя в выдыхаемом из полости рта воздухе (ст. 7 Приказа МВД  № 1452/735 от 09.11.2015). Следует помнить, что специальными средствами для проверки количества алкоголя в выдыхаемом воздухе могут быть только предусмотренные законом приборы (приказ МВД №33 от 01.03.2010), и такой осмотр проводится с фиксацией в протоколе и в присутствии двух свидетелей. Водитель может отказаться от прохождения осмотра на месте или же, пройдя его, может не согласиться с его результатами. В этом случае его направят для прохождения осмотра в медицинское учреждение или же в передвижной медицинский пункт (разд. 3 Приказа МВД  № 1452/735 от 09.11.2015). Осмотр должен быть проведен в течение двух часов с момента выявления признаков алкогольного опьянения у водителя (разд. 2. п.9  Приказа МВД  № 1452/735 от 09.11.2015).

В случае отказа гражданина от прохождения осмотра и на месте, и в медицинском учреждении, полицейские составляют протокол об административном правонарушении, заключающемся в отказе от прохождения осмотра (ст. 130 КУоАП). После чего, что логично, должны отстранить его от управления транспортным средством (ст. 266 КУоАП).

Полицейские могли взять опеку над водителем, если его состояние того требовало (ст. 41 ЗУ «О Национальной полиции») ― об этом ниже.

Если транспортное средство создавало помехи движению, и право собственности на него или же документы о праве управления автомобилем у водителя отсутствовали, полиция могла эвакуировать автомобиль на площадку временного хранения (ст. 265-2 КУоАП, Постановление КМУ 1102 от 17.12.08г. )

При этом на стороне полицейских однозначно находятся средства видеофиксации (ст. 31, 40 ЗУ «О Национальной полиции»), с помощью которых они могут записывать обстоятельства происшествия и использовать видеозаписи как доказательства.

Также патруль мог привлечь водителя к админответственности за неисполнение законных требований представителей Национальной полиции (ст. 188-28 КУоАП), но были ли для этого у полицейских основания – из видео не понятно.

Итого, как мы видим, из целой палитры предусмотренных законом средств сотрудники полиции использовали лишь такие: компромиссное ограничение движения транспортного средства и составление протокола об административном правонарушении (ст. 130 КУПАП «Вождение в состоянии алкгольного опьянения»). На основе вышеупомянутого протокола водитель будет привлечен к админответственности за отказ от прохождения осмотра (та же ст. 130 КУПАП).

Исходя из сложившейся ситуации полицейские должны были, как минимум, сопроводить пьяного водителя если не в больницу, то домой, т.е. взять его под полицейскую опеку. Если правонарушитель уехал на заднем сидении своего авто в сопровождении водителя – не сотрудника полиции, то опека не была применена. О применении опеки составляется протокол и уведомляется вышестоящее руководство Нацполиции.

Что это: некомпетентность, неопытность или недостаточная квалификация патрульных – должны решать уполномоченные на то органы. Но одно можно утверждать точно: как замеченное на видео робкое и неграмотное поведение патрульных, так и погоня со стрельбой за подростками на БВМ в Киеве, закончившаяся смертью невиновного, явно не способствуют росту доверия населения к Национальной полиции. Мое мнение таково, что патрульным нужно усиленно учиться и не забывать прислушиваться не только к мнению начальства, но и гражданского общества и юристов. Не знать или не уметь не стыдно. Стыдно не учиться и не стараться стать лучше».

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова