Оформить законные метры - Накипіло
Події

Оформить законные метры

О реформах в Украине в основном говорят либо плохо, либо ничего. Жалуются — мы не чувствуем реформ на себе, значит, их нет. О том, что изменения в системе, — это процесс не мгновенный, часто забывают, поэтому и проходят реформы незамеченными. От принятия закона до его вступления в действие и до соприкосновения каждого украинца с ним может пройти и полгода, и год, а то и больше.

О том, что с 1 января 2016 года вступают в силу новые правила регистрации имущества, вы могли слышать еще в 2015 году, когда закон только принимался. С нововведением столкнулись те, кто совершал сделки, связанные с недвижимостью.

Цена вопроса

В новых правилах регистрация права собственности на недвижимость передана от органов Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины в органы власти на местах — исполнительные комитеты местных советов (городского, сельского, поселкового), а также районные государственные администрации. Кроме того, регистрацию может провести и любой нотариус.

Согласно изменениям в законодательстве, чтобы зарегистрировать недвижимость, человек должен обратиться к государственному регистратору, заполнить заявление, которое зарегистрируют в базе данных, предоставить паспорт, идентификационный номер, документ, который подтверждает право собственности на объект, и документ, который подтверждает оплату административного сбора. Осуществить операцию можно в срок от 2 часов до 5 дней, в зависимости от этого устанавливается и админсбор. До 5 дней — 138 грн, 2 рабочих дня — 1378 грн, на протяжении 24 часов — 2756 грн, на протяжении 2 часов — 6890 грн. После регистрации собственнику выдают информацию в электронном виде из Государственного реестра прав. При желании, можно получить распечатку, однако заверять ее печатями и подписями, использовать специальный бланк не предусмотрено.

Правовая помощь

Что чаще всего вызывает недоверие у украинцев — это перевод документов и всей информации в электронные реестры. Адвокат, правовой консультант «Накипело» Артем Донец подробнее разъяснил изменения в законе: «Часть документов может оставаться на руках, часть оригиналов будет необходимо сдать для проведения процедуры регистрации. Если у человека есть опасения, что оригинал его правоустанавливающего документа может быть утерян при регистрации, рекомендую сделать его нотариально заверенную копию. Такая копия имеет силу оригинала. Распечатка информации с официального сайта Министерства юстиции о собственнике недвижимого имущества имеет ту же силу, что и более привычный оригинал с «мокрой печатью» и «живой подписью». Информация, полученная из реестра прав на недвижимое имущество в электронной или бумажной форме, имеет одинаковую силу. Каждый гражданин имеет право получить информацию из реестра в электронной форме о любом объекте недвижимости и его владельце, для чего нужно зарегистрироваться на сайте Кабинета электронных сервисов (kap.minjust.gov.ua/services/registry) и провести соответствующую оплату за предоставление информации. Внесение записей в реестр имеют право совершать уполномоченные органы местной власти, нотариусы и, в отдельных случаях, государственные исполнители».

Еще одна тема для манипуляций противниками реформ — это утверждение, что все собственники недвижимого имущества обязаны провести такую же процедуру регистрации. «В случае, если вы уже являетесь зарегистрированным в установленном законом порядке собственником недвижимости, то вам не нужно повторно проходить регистрацию права собственности на нее, так как вы и так является его собственником и об этом у вас должны быть соответствующие документы», — заверяет адвокат.

На практике

Пятый месяц по новым правилам работают специалисты по недвижимости. Они прочувствовали на себе нововведения и говорят о плюсах и минусах.

Как рассказала риелтор Ольга Дунь, сложнее стало в вопросе сроков регистрации. В ее практике были случаи, когда клиентам нужно было оформить сделку купли-продажи и уехать в другую страну. Если раньше документы о праве собственности они получали день в день, то теперь нужно ждать 5 дней, чтобы оформить регистрацию за 138 грн, а если ее нужно сделать срочно, то приходится намного переплачивать. В связи с этим есть и риски. «Если двое с оригиналом и с дубликатом документа одного и того же объекта недвижимости делают сделку, то гипотетически, кто первый зарегистрировал, тот и становится собственником. Получается, что один может зарегистрировать по оригиналу документов, а второй по дубликату. И тот, кто заплатит, чтобы процедуру провели за 2 часа, становится собственником», — рассказывает Ольга.

Однако есть и огромный плюс в изменениях, считает риелтор. «У госрегистратора забрали монопольное право. Люди, которые раньше шли в регистрационную палату, были вынуждены смириться с тем, что создавались условия, на которых чиновники могли заработать. Госрегистратор мог создавать проблемы, рассказывать, что что-то не так и на этом «подзаработать». Эту возможность у государственного регистратора забрали, и это славно, что убрали зависимость от чиновника-коррупционера», — говорит Ольга Дунь.

Также она рассказала о возможности получить выписку из публичной кадастровой карты, если земельному участку или дому на нем присвоен кадастровый номер. Выписку можно использовать во время сделки купли-продажи. Доступ к карте есть у всех, любой может найти там свой участок и заказать документ по интернету.

«Стоимость выписки — 70 грн, и за 3–4 дня она уже будет на руках. Раньше такой документ стоил 3000–4000 грн и на его оформление могло уйти 2–3 недели. Это фантастика. Реформы видны и результаты их уже можно ощущать», — уверена специалист по недвижимости.

d952bd05-6e13-4f7a-b81c-d6eea110a78b

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова