О трех судьбоносных дарах Харькова великому художнику Александру Киселеву - Накипіло
img

  • 20 вересня 2016

Не ищите в Харькове памятные знаки этому художнику, их не существует. Бесполезно пытаться найти и изображение этой картины на каких-либо сувенирах, связанных с нашим городом ― нет ее нигде, можете не сомневаться.

А вместе с тем в жизни и судьбе Александра Александровича Киселёва, профессора Петербургской Академии художеств и выдающегося пейзажиста, именно Харьков сыграл важнейшую и решающую роль.

Ris.1 2

В 1865 году он, тогда еще молодой выпускник Петербургской Академии, вместе со своим товарищем по университету приезжает в Харьков.

Ris.2 1

Цель художников предельно проста ― познакомиться с природой Украины, дабы обрести вдохновение для создания новых картин. В то время окраины Харькова буквально утопали в зелени, поэтому молодые люди сняли комнату в одном из домов на краю города.

Ris.3 1

Здесь же Александр встречает и свою главную любовь. Дочь харьковского профессора Протопопова отвечает молодому художнику взаимностью и становится его женой.
В дальнейшем она станет матерью семерых его детей. Это первый дар Харькова.

Ведь в жизни каждого мужчины крайне важно встретить именно ту самую, единственную женщину.

Однако начинающему художнику живописью семью было не прокормить. Чем только не занимался Александр в Харькове! Осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Со временем ему удалось поступить на службу в Земельный банк.

Эта работа приносила стабильный доход, но увы, позволяла только лишь в свободное время заниматься живописью. Сослуживцы же, заставая Александра за мольбертом, снисходительно посмеивались над его увлечением.

В 1875 году никаких перемен, кроме карьерного роста, не предвиделось в стабильной жизни простого банковского харьковского служащего, имевшего к тому времени троих детей...

Однажды, придя со службы домой, Александр Киселев находит на своем столе записку, в которой известный художник Мясоедов извещает о приезде в Харьков передвижной выставки и просит заехать к нему. После долгих и непростых раздумий Александр Александрович соглашается.

Ris.4 1

Посетив Григория Григорьевича Мясоедова и выставку передвижников, Киселев принимает решение вернуться в искусство и посвятить живописи свою дальнейшую жизнь. Не встречая никакой поддержки среди своих родных и близких, он делает отчаянный шаг ― отсылает на суд жюри Товарищества передвижников одну из своих картин. Это был пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет.

Присланная в 1875 году Александром картина была не просто одобрена Товариществом, но и принята к участию в передвижных выставках. Называлась она «Вид в окрестностях Харькова».

Ris.5 1

Именно эта картина, в которой гениальный художник воспел красоту природы нашей земли, сыграла в его дальнейшей жизни решающую роль.

Ведь уже 7 марта 1876 года тогда еще харьковский художник Александр был единогласно избран членом Товарищества, и с этого времени стал постоянным участником ежегодных выставок передвижников. А в 1877 году он, оставив службу в харьковском Земельном банке, переселился с семьей в Москву.

В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика. В 1893 стал действительным членом Академии художеств. В 1897-м, после ухода из Академии профессора А. И. Куинджи, Киселёв был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.

Ris.6 1

Известный, всеми признанный художник Александр Александрович встретил свою смерть во время работы, 20 января 1911 года. Кто знает, сложилась бы его жизнь так, если бы не была создана картина «Вид в окрестностях Харькова»? Это и есть второй дар нашего города талантливому художнику.

Говорят, что миллионы гениальных музыкантов и ученых умерли в безызвестности лишь потому, что их рука всю жизнь держала плуг и никогда не коснулась инструмента или пера.

В нашей жизни крайне важно не просто найти свое истинное призвание и служение, но и еще пронести его через все тяготы и лишения. Не отречься от своего дара, какими бы легкими и выгодными не казались другие пути. На мой взгляд, именно в этом и заключался третий и самый важный дар Харькова Александру Киселеву.

Никто не скажет нам об этом лучше, чем он сам в письме редактору журнала «Живописное Обозрение» размещенном в №4 за 1885 год.

«Страничка из жизни художника.
(Письмо к редактору «Живописного Обозрения»).
Вы, я думаю, давно уже перестали ждать обещанного мною рассказа о том, как я дезертировал почти на 10 лет из области искусства в среду банковских операций, и как первая передвижная выставка картин извлекла меня из этого чуждого мне мира и снова приурочила к тому, что было с юных лет моим призванием. А я медлил писать по следующим соображениям. Мне всегда казалось, что это, лично для меня очень крупное событие моей жизни, которое можно назвать в биографических рамках истинной «эпохой Возрождения», едва ли может кого-нибудь интересовать настолько, чтобы о нем стоило распространяться. С другой стороны, если видеть в этом факте моей жизни пример благотворного влияния, оказываемого передвижной выставкой на нашу провинцию, то и тут еще благотворность его для многих может показаться весьма сомнительною...

Для многих останется неразрешенным вопрос — когда я сделал ошибку: поступая на службу в банк или оставляя службу в банке для искусства?

Как бы то ни было, заблужденье это или нет, но я чувствую себя гораздо более счастливым с палитрой, чем с канцелярским пером в руках, и это довольство моей настоящей карьерой, возрастающее с каждым годом, вызывает во мне такое глубокое чувство признательности к передвижной выставке, что мне все-таки хочется рассказать вам, хотя в немногих словах, историю этого переворота в моей жизни. Не могу забыть одного момента, исходной точки, моего обновления. Она так и светится в моей памяти.

Я пришел в тот день вечером со службы и нашел на своем столе записку художника М-ва. Он извещал меня о приезде 1-й передвижной выставки и просил заехать к нему на другой день... Это было в провинции, в X., где я жил уже 8 лет, и где выставка картин была почти небывалым событием. С М-вым я еще не был знаком лично. Записка его меня немало удивила. Зачем меня
зовут? Неужели как художника? Стало быть, меня еще помнят? Нет, это что-то не то! Какой же я теперь художник?

А ведь было и мое время: я шел когда-то по этой счастливой... нет, по этой несчастной дороге.
Я ведь и сюда приехал лет 8 назад только за тем, чтоб, как пейзажисту, познакомиться с природой Малороссии.

Ris.7

Что меня здесь удержало тогда? Ведь в Петербурге меня замечали и пророчили мне кое-что в будущем. Конференц-секретарь академии Ф. Ф. Львов и на постоянной выставке Д. В. Григорович, хоть немножко свысока, но все-таки ухаживали за мной. Да и здесь я в первое время как будто понравился: пробовали меня приласкать местные меценаты; пять, шесть картинок мне даже удалось продать. Помню, как раз я спрятался за полог постели и выслал прислугу сказать, что меня дома нет, когда за мной прислали карету от князя Г., везти меня к нему на обед, где я обещал быть и где меня собирались познакомить с местной аристократией.

Все это давно прошло...

Ris.8 1

А потом что же? Какое тяжелое, тяжелое было время! Уроки рисования, недостаток в средствах... потом проблески счастья другого рода; затем женитьба, больной ребенок и... голая нужда! Ах, как трудно было из нее выбраться! Чего, чего я не перепробовал! Помню попытки и в литературе, и в иконописи, и в эротической живописи — даже в адвокатуре. Куда же делся во мне пейзажист? Отчего мой талант не выручил меня из беды? Ведь я не ленился и в свободное время все-таки пописывал пейзажики. Но зато я помню, как очень неглупые люди и большие мои приятели, заставая меня за мольбертом, сострадательно подсмеивались над моей страстью. Да, это была страсть, а не спекуляция, потому что никто уже не покупал моих произведений; а между тем приходилось их навязывать, расплачиваться ими и даже разыгрывать их в лотерею. Жутко вспомнить это мученичество нужды. Понятно, почему люди так стыдятся ее! И я положительно радуюсь тому, что не специализировался в художестве смолоду и вот зато, хоть медленно и с большим трудом, а все-таки выбрался, наконец, на дорогу. Теперь служу в банке вот уже три года, все мной довольны, имею все необходимое, семья в достатке, и я счастлив... Правда, что служба эта не особенно привлекательна, и не очень-то мне, по нутру. Да ведь мало ли что!

Жертвы в жизни необходимы, и я рад, что победил в себе эту пагубную страсть к искусству, и бесповоротно. Теперь уж никогда не поддамся ей, никогда! И зачем мне ехать к М-ву? Чего я там не видал? Да я же не могу и отрываться от служебных занятий...

Но я чувствовал в то же время, что лгу. Следующий день был праздничный, и я с нетерпением ждал его, чтобы полететь на приглашение. Банковские бумаги кучей лежали тут же на столе, и вы не можете себе представить, как они казались ничтожны перед этой драгоценной записочкой! Нетерпеливо шагая по комнате, я стал невольно снимать со стен свои малеванья и, стирая с них пыль, внимательно рассматривать их при лампе. Точно кто-то шепнул мне, что это надо будет показать ему — художнику.

Ris.9 1

Меня даже пробирала лихорадка, как перед экзаменом. А что, если и он сострадательно улыбнется? Нет, лучше я спрячу все это подальше, чтоб он и не видал. А с другой стороны, зачем? Разве я не покончил с живописью раз и навсегда? Разве мне не все равно, что бы он ни сказал? Напротив: пусть лучше увидит, чем забавляются на досуге банковские чиновники, и пусть окончательно отвадит меня от моих нелепых утопий. Эх, вижу, чувствую, что они еще не вполне искоренились... Что, если я опять...? Как это будет глупо и неблагоразумно! Чего мне еще нужно? Словом, я боролся, резонировал и сердился, а кончил все-таки тем, что рано утром был уже в полном распоряжении М-ва, радостно исполнял все его поручения по устройству выставки, а со дня ее открытия уже ничем более не жил, как только ею. Смутное сознание моей отсталости в искусстве, тревожившее меня прежде, стало теперь ясно, как день, при виде прекрасных работ моих бывших товарищей. Сознание это давило меня, а невозможность снова
приняться за работу, при условиях службы, делало меня настоящим мучеником. Оставалось одно из двух: или последним усилием воли окончательно задушить в себе страсть к активному искусству, или — бросить службу, а с ней и материальный достаток, и снова искать счастья там, где я в лучшие годы искал его долго и напрасно. Вы знаете, что я выбрал последнее. При большой семье, конечно, это был отчаянный шаг, и я вокруг себя не находил сочувствия такому решению. Банк, в котором я служил, был учреждение новое, обещавшее громадные барыши в будущем, судя по началу, вследствие чего жалованье служащим и процентное вознаграждение из прибылей росли с каждым годом. Как секретарь, при хороших отношениях к правлению и при усердной работе, я мог смело рассчитывать, что в близком будущем у меня будет порядочное обеспечение. Понятно, что когда я в банке высказал намерение оставить службу, на меня стали смотреть, как на сумасшедшего. Близкие, друзья, знавшие мою слабость, сердились не на шутку и пророчили мне несомненную гибель. Я глубоко сознавал их правоту, и ничего не мог сказать в свое оправдание. Едва ли кто-нибудь понимал, что во мне происходило. Однако я решился отложить мою отставку еще на год. Не доверия самому себе, я надеялся, что за это время или рассудок возьмет свое, или любовь моя к искусству выразится осязательнее, если я все свободное время посвящу на занятия художеством и произведу что-нибудь необычайное. Да, необычайное! Глядя на пейзажи Шишкина, Саврасова, Клодта и других, я просто пылал желанием воспроизводить природу. Мне казалось, что я отлично понимаю их отношение к природе, что нет ничего проще, яснее и прекраснее этой задачи, и что вот стоит только хорошенько потрудиться, и я буду тоже делать, что и они.

Нужно ли говорить вам, что этот год был одним из самых мучительных лет моей жизни? Я продолжал служить, но гадливое отношение к службе, сопровождавшееся полным охлаждением ко мне моих патронов, а затем сильное нервное расстройство показали мне, что я уже не могу здесь быть хорошим работником. С другой стороны, в свободные дни и часы, я испытывал муки родильницы, сидя перед огромным холстом, на котором постепенно появлялись уродливые части моего детища. Конечно, среди этих мук бывали и счастливые минуты! Но я был совершенно одинок и ни с кем не мог поделиться этими минутами: все смотрели на меня уныло и косо. Однако этот труд решил мою судьбу. Дитя оказалось не настолько уродливо, чтоб не могло жить, и было принято на выставку. Правда, картина вышла забавная. Это быль пейзаж, в котором можно было найти все: и горы, и леса, и постройки, и воду, и солнце, и огненный свет. По верному замечанию одного из маститых наших пейзажистов, в нем разом совмещались все времена года и все часы дня. Видно было ясно, что автор этой картины просто сорвался с цепи и излил в ней все, что накопилось в нем за целые годы бездействия. Но товарищи отнеслись ко мне тепло, ободряли меня и только советовали больше писать с натуры...

Кончилось тем, что я бросил службу, поехал в Крым на этюды и затем переселился в столицу.

Ris.10

Как ни жадно принялся я за новые работы, усердно изучая в природе законы рисунка и красок, однако целые годы чиновничьей жизни, в период моего отступничества, дают о себе знать и до настоящего времени. Часто при работе, когда я встречаю неодолимые затруднения и мною овладевает отчаяние, я бросаю кисти и вспоминаю все мое прошлое. Какою глубокою пропастью в моей художнической карьере зияет этот банковский период моей жизни! Но вспоминание о 1-й передвижной выставке и о моем возвращении в среду художников успокаивает меня и придает новую энергию. Самый же надежный запас сил я почерпаю в сознании, что как бы ни повернулось мое счастье, во мне никогда не возникнет не только сожаления о покинутой службе, но и малейшего желания выйти из той колеи, на которую я попал...»

Долгое время картина «Вид в окрестностях Харькова» находилась в Донецком художественном музее. Нынешняя судьба ее совершенно не известна. Однако что бы с ней не случилось, для меня это восхитительное полотно было, есть и будет одной из реликвий и символов нашего города. Ведь таких воистину мистически-судьбоносных картин в истории были единицы. О них необходимо помнить, а история о том, как Харьков кардинально изменил жизнь, стоит того, чтобы ее рассказывать...

Ris.11

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова