О главном архитекторе послевоенного Харькова - Накипіло
img

  • 14 березня 2017

Середина 40-х ― начало 50-х годов прошлого века были, пожалуй, одними из самых сложных в жизни нашего города. Как известно, в августе 1943 года освобожденный Харьков лежал в руинах, а послевоенная разруха еще долго давала о себе знать.

Рис.001

С сентября 1943 года по 1950 годы должность главного архитектора нашего города занимал Александр Михайлович Касьянов. Имя человека, восстанавливавшего наш город после страшной войны, сейчас знакомо немногим. Однако с немалым количеством его идей и деяний мы и по сей день сталкиваемся в нашей жизни.

Прежде чем перейти к этому, необходимо понимать, кого же власти тогда назначили главным архитектором.

Рис.002

Родился Александр Касьянов в Харькове 23 февраля 1906 года. В 1924—1930 годах учился на архитектурном факультете Харьковского художественного института, по окончании которого получил специальность архитектора-художника. Одним из преподавателей в то время у него был известнейший харьковский зодчий Алексей Николаевич Бекетов.

Александр Михайлович трудился чертежником, техником, старшим техником здания Госпрома. Приобретенный в то время опыт очень пригодился ему в будущей работе.

В 1928—1930 гг. по его проекту в сотрудничестве с С. Кравцом был построен дом отдыха вблизи г. Змиева. После получения «красного диплома» с 1930—1940 гг. Касьянов работал архитектором, заместителем руководителя, руководителем архитектурно-планировочной мастерской Дипромиста (института, на который возлагалась планировка городов и посёлков городского типа, проектирование жилых, гражданских и коммунальных сооружений, научно-исследовательская работа в сфере градостроительства) УССР.

В 1934 году Касьянова принимают в Союз советских архитекторов УССР. К слову, он прекрасно владел болгарским, чешским, польским, белорусским и английским языками. В периоды с 1931 по 1938 и с 1943 по 1948 гг. Александр Михайлович с группой архитекторов работал над эскизным и генеральным проектами планировки Харькова. В планировке города он впервые ввел идею микрорайонирования городских территорий, над которой в дальнейшем работал до конца своих дней. Как градостроитель он также принимал участие в подготовке проектов планировки городов Чернигова, Луганска, Конотопа, Луцка, Каменца-Подольского, Витебска, Львова и др.

Именно грандиозный «Проект социалистической реконструкции Харькова» считается главным достижением Касьянова в предвоенный период. Одновременно с архитектурной работой он занимался педагогической деятельностью в Харькове, читая для студентов строительного техникума, Харьковского технологического, инженерно-строительного, художественного институтов и Харьковского института коммунального хозяйства лекции по архитектурной композиции и градостроительству, а также руководил выполнением учебных проектов.

Находил время Александр Михайлович и на участие в многочисленных архитектурных конкурсах: проект памятника Колумбу в Сан Доминго, генеральный план Стокгольма, Дворец Советов в Москве, памятник Т. Г. Шевченко в Каневе, театр массового музыкального действия в Харькове.

По словам Петра Ефимовича Шпара (главного архитектора Харькова с 1955 по 1965 год), Касьянов «был одаренным публицистом и ученым-популяризатором. Его многочисленные публикации характеризовались глубиной научной и художественной мысли, ясностью и доступностью ее изложения».

В 1940 году Александр Михайлович был назначен на должность главного архитектора Львова.
В годы Второй Мировой войны Касьянов служил в Красной армии: в июле-сентябре 1941 г. ― архитектор по маскировке промпредприятий Дипромиста УССР в г. Харькове, с сентября 1941 по сентябрь 1943 руководил 2-м отделением военно-полевого строительства. Получил следующие военные награды: Знак Почета, медали «За победу над Германией», «За доблестный труд», «За оборону Сталинграда».

Вот такой вот удивительно талантливый и работоспособный человек был назначен на должность главного архитектора Харькова в 1943 году.

Рис.003

В своей статье «Очертания будущего Харькова», размещенной в газете «Соціалістична Харківщина» от 3 ноября 1944 года, Александр Михайлович весьма емко сформулировал основную цель своей работы: «Возродить Харьков во всей его славе и величии».

Рис.004

Начались работы по составлению нового генерального проекта планировки и реконструкции города. Схему закончили к 1 января 1944 г., а окончательно разработали 1 января 1946 г.

Рис.005

Каким видел наш с вами любимый город и его будущее человек, приложивший титанические усилия к его возрождению, мы с вами можем узнать из его архитектурно-исторических очерков под названием «Харьков», изданных в 1949 и 1955 годах.

В силу того, что наиболее актуальными и злободневными сейчас являются темы благоустройства (озеленения) Харькова и площади Свободы, именно о них словами Александра Михайловича мы и расскажем.

Теме благоустройства и озеленения послевоенного Харькова Касьянов уделяет немало:

«...Особое внимание в генеральном плане обращено на озеленение города. Предполагается, что площадь зеленых насаждений общественного пользования будет увеличена в пять раз и, кроме того, будет создана защитная зеленая зона вокруг города. За годы социалистического строительства в Харькове были проведены весьма крупные работы по озеленению и благоустройству: значительно расширены существующие и созданы новые парки и сады, осуществлена массовая посадка деревьев вдоль большинства улиц города. В капиталистический период развития Харькова в буржуазных кварталах, наряду с хорошими домами, особняками с водопроводом и электрическим освещением, появляются и мощеные улицы с тротуарами и зелеными насаждениями. Однако город, по существу, совершенно не имел зеленых насаждений общественного пользования. Если не считать двух-трех сквериков и Университетского сада, закрытого для народа, в городе имелся лишь один загородный парк (теперь парк имени Горького), который был мало приспособлен для массового отдыха. Жители обычно для этой цели пользовались окружающими город лесными массивами...»

Рис.006

«...Только в годы социалистической реконструкции быстро начала расширяться площадь зеленых насаждений. Наглядным примером могут служить такие улицы, как Сумская, Пушкинская, Совнаркомовская, Володарская, Свердлова, проспекты Сталина, Лассаля, зеленая зона тракторного завода, лесопарк и многие другие. В последние годы уже начались крупные работы по созданию защитной зеленой зоны вокруг города — было озеленено несколько сотен гектаров прилегающих к городской застройке земель. Сочетание зданий разнообразной этажности, преимущественно окрашенных в светлые тона и расположенных с разрывами, в которых часто видны внутриквартальные зеленые массивы, хорошие древесные посадки вдоль дорог — придают Харькову вид красивого благоустроенного южного города...»

Рис.007

«...В 1951 г. на склонах Университетской горки, на месте бывшего здания Старого пассажа, создан новый сквер, спланированный террасами, с красивыми лестницами, фонтаном и каскадами. Между прочим, здесь впервые в практике Харькова была осуществлена высадка взрослых деревьев (лип) в летних условиях. Этот трудный опыт пересадки взрослых деревьев в необычных условиях харьковским паркостроителям блестяще удался...»

Рис.008

«...На территории парка им. Шевченко находятся Зоологический и Ботанический сады. Парк им. Шевченко — одно из самых любимых мест отдыха харьковчан. За последние годы здесь были проведены большие работы по улучшению зеленых насаждений и благоустройству, построены капитальная музыкальная раковина, летний кинотеатр, устроена постоянная выставка цветов с розариумом…»

Рис.009

«Громадные зеленые массивы ― Парк культуры и отдыха имени Горького, расположенный на северной окраине города, и граничащий с ним Лесопарк, занимающий площадь в две тысячи гектаров, также пользуются любовью харьковчан. В их комплексе имеются стадион «Динамо», детская железная дорога («Малая южная»), много санаториев, домов отдыха, дач и пионерских лагерей.

Кроме этих зеленых массивов, в городе создано за годы советской власти много других парков, садов и скверов. Среди них — Краснозаводской парк и новый сквер при нем, расположенные в районе гигантов харьковской промышленности, парк «Здоровье» на Холодной горе, новый парк на Лысой горе, парк им. Квитки-Основьяненко и другие. Систему зеленых насаждений Харькова должны дополнить непрерывные бульвары-набережные, запроектированные и частично уже созданные вдоль берегов харьковских рек. Наряду с озеленением города, в Харькове ежегодно ведутся крупные работы по благоустройству...»

Рис.010

«...При участии населения ведутся большие работы по благоустройству и озеленению жилых кварталов, устраиваются многочисленные детские площадки, спортивные площадки, уголки отдыха. Увеличение зеленых насаждений, создание здоровых санитарно-гигиенических условий для жителей, наряду с огромным жилищным строительством, превратят Харьков в один из самых красивых и благоустроенных городов Советского Союза».

Рис.011

«...В этой связи следует упомянуть о проектируемом переводе за город некоторых вредных для здоровья населения промышленных предприятий, расположенных в самой гуще жилых кварталов Харькова.

Рельеф городской территории представляет собой пять широких возвышенных плато и пять пониженных речных долин. Высокие кромки берегов этих долин создают достаточно возможностей для богатого выявления городского силуэта. Он уже в настоящее время обогащен группой многоэтажных зданий, расположенных в старом центре города, с колокольней бывшего кафедрального собора и сложным своеобразным силуэтом архитектурного комплекса площади Дзержинского. Особенно интересен пейзаж восточной и западной кромок территории Нагорного района, в котором находятся эти архитектурные комплексы города. Наличие на огромной территории города Харькова перемежающихся долин и плато, имеющих довольно значительную разницу высотных отметок, а также значительных пространств, находящихся в пределах городской черты, но занятых под земли сельскохозяйственного назначения или представляющих собой по разным причинам земли, не пригодные для строительства, дают градостроителям богатые возможности для создания полноценной архитектуры города, развертывания красивого городского пейзажа. Одной из особенностей этого пейзажа, несомненно, явится уже и сейчас заметная «просторность» архитектурных ансамблей, широта и многоплановость перспектив, целостность впечатления при большом многообразии его элементов, от интимных и миниатюрных ансамблей районов индивидуального жилищного строительства до грандиозных градостроительных комплексов типа площади Дзержинского...»

Рис.012

«...Систему зеленых насаждений Харькова должны дополнить непрерывные бульвары-набережные, запроектированные и частично осуществленные вдоль берегов харьковских рек.

1944 года харьковчане соревнуются с киевлянами и днепропетровцами в восстановлении и благоустройстве города. Много труда вложили патриоты Харькова в восстановление родного города...»

«...Таков далеко не полный перечень новых строек Харькова в ближайшие годы. В соответствии с генеральным планом города постройки размещаются с учетом максимального эффекта в развитии и обогащении городского пейзажа«.

Рис.013

Площадь Свободы

«...Хотя в Харькове есть памятники, представляющие известный исторический, художественный интерес и характеризующие отдельные этапы развития его дореволюционного зодчества, однако подлинная история архитектуры города начинается в годы сталинских пятилеток, что убедительно доказывает комплекс площади Дзержинского. Строительство этой площади началось на землях Университета, бывших ранее местом свалки.

Площадь Дзержинского в плане имеет несколько необычную форму: она состоит из прямоугольной части, примыкающей к одной из главнейших, но чрезмерно узкой магистрали города — Сумской улице, и из круглой части, совмещенной с прямоугольной таким образом, что центр круглой части площади находится примерно на продолжении красной линии северной стороны прямоугольной. Длина площади семьсот пятьдесят метров, ширина прямоугольной части сто тридцать метров, диаметр круглой части триста пятьдесят метров, размеры площади свыше одиннадцати гектаров, разница в высоте отметок по продольной оси свыше одиннадцати метров. При этом здание Дома Госпромышленности находится в самой нижней точке площади, а начало Сумской улицы — в высшей...»

Рис.014

«...Архитектурный комплекс площади Дзержинского в Харькове является одним из замечательных и интересных городских ансамблей первых сталинских пятилеток. Для Харькова значение этого архитектурного комплекса огромно. Занимая в плане и в силуэте города весьма видное место, площадь Дзержинского, как один из основных элементов городского пейзажа, должна приниматься во внимание при проектировании и строительстве многих других архитектурных узлов...»

Рис.015

«...К недостаткам площади обычно относят также ее неправильную форму и расположение Дома Госпромышленности в нижней части площади. Нет никакого сомнения в том, что после осуществления окончательной застройки площади, ее озеленения (в частности намечено озеленить крупными деревьями центр круглой части площади), завершения строительства проспекта Ленина архитектура площади будет более полно увязана с архитектурой всего города и прилегающих к площади магистралей: проспекта Ленина, Сумской улицы, Клочковской улицы, парка им. Шевченко и т. д. Этому помогут специфические черты планировки города и характер его рельефа. Говоря о площади Дзержинского, нельзя не упомянуть о том, насколько значительное место она занимает в жизни всего города. Эта площадь стала традиционным местом народных празднеств, демонстраций и военных парадов, местом прогулок и отдыха харьковчан. Мало еще у нас найдется городов, в жизни которых центральная площадь заняла бы такое место, как площадь Дзержинского в Харькове...»

Рис.016

В 1951 году  Александр Михайлович Касьянов покидает наш город и переезжает в Киев, где занимает должность  директора Научно-исследовательского института градостроительства Академии архитектуры УССР. Вместе с архитектором В. М. Ореховым он участвует в закрытом конкурсе на проект реконструкции главной улицы столицы Украины – Хрещатика. В 1955 г. Александра Касьянова избирают и. о. членом Президиума Академии архитектуры УССР. Смерть в возрасте 55 лет 23 сентября 1961 года прервала жизненный путь талантливого архитектора.

В нашем же городе Зеркальная Струя и прекрасный Сквер Победы подле нее, созданные при участии Александра Михайловича, и по сей день радуют жителей, являясь как бы живым памятником архитектору, в буквальном смысле поднявшему наш город из пепла и думавшем о будущем...

Рис.017 Рис.018

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова