Куда пойдут вузы: реалии и перспективы

В основе закона «О высшем образовании» лежит идея университетской автономии. Полная его реализация займет около трех лет, подчеркнул министр образования Украины Сергей Квит. Результатом имплементации закона, который предусматривает академическую, финансовую и организационную самостоятельность вузов, должно стать улучшение качества высшего образования и преодоление коррупции в этой сфере.

Остановить вымывание профессионалов из страны

Первое, что необходимо в корне изменить, — это содержание и качество образования. Для этого мало принятия законов или улучшения финансирования: нужно, чтобы участники процесса — те, кто обучается, и те, кто обучают, — кардинально изменили между собой отношения и концептуально изменились подходы.

«Важно, чтобы люди понимали: вузы не дают образование на всю жизнь, а только создают условия, чтобы каждый человек мог профессионально расти и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Для таких изменений прежде всего необходимо желание всех участников, — считает ректор Харьковского Национального педагогического университета им. Г. Сковороды Иван Прокопенко.

Еще один важный пункт, по мнению ректора, реализация концепции национального и патриотичного воспитания, чтобы остановить вымывание профессионалов из страны.

«Если у нас и дальше все будет оставаться, как есть, то никаких средств, выделяемых из государственного бюджета, на образование не хватит. А ведь мы относимся к странам с высоким уровнем образования: количество студентов на 10 тыс. населения — одно из высоких в Европе и мире, — поясняет Иван Федорович. — Поняли, что слишком увлекались чисто профессиональной подготовкой и мало заботились о тех, кто ее получает. К примеру, наши программисты признаны за рубежом, но не в Украине. Хотя качественное образование — важный фактор для процветания самой страны».

«Нет!» диктату

Отдельной строкой чиновники и ученые выделяют увеличение академических свобод, когда ни над студентом, ни над профессором нет модератора, который говорит, что делать. Правда, для этого нововведения обе стороны должны быть достаточно самокритичными. А вот количество аудиторных занятий уже уменьшено. С 1 сентября во многих вузах действует норма 600 часов. Преподаватель должен научить студента самому искать нужную информацию, а не надиктовывать конспекты, тогда у него больше времени будет на науку.

«Сейчас происходит имплементация –— реализация каждой позиции, — и мы увидели, что практически каждая из них находится в противоречии с десятками действующих законов и подзаконных актов. В итоге финансово-экономические автономии вузов пока только декларированы», — отмечает Прокопенко.

Чтобы повысить качество образования, также необходимо не забывать о современном коммуникативном уровне. Сегодня и преподавателям, и студентам очень важно знать и использовать иностранные языки, чтобы быть в курсе новых исследований и мировых открытий. Кроме того, создание такой «свободной траектории» позволит студентам параллельно получать образование за рубежом, не покидая Украину, и получать двойной диплом.

Польза области — польза вузу

В мае высшие учебные заведения региона объединились для совместной деятельности в университетский консорциум. Союз предполагает создание единой информационной, научной, образовательной и инновационной базы. Ректоры Харьковских высших учебных заведений отмечают: каждый вуз автономен и индивидуален, но, если работать сообща, результат будет более эффективен.

«Базовое учебное заведение представлено либо ректором, либо проректором, то есть это люди, которые имеют определенный ресурс и определенные административные полномочия, объяснила председатель Харьковского университетского консорциума Людмила Белова. — Объединяют они вокруг себя желающие вузы войти в этот проект. В некоторых проектах это пока два вуза, в некоторых — уже 10 высших учебных заведений. В консорциуме нет принуждения. Здесь работа, которая должна принести пользу не только области, а это действительно так, польза области — польза вузу, совершенно очевидно. Но должна еще принести те определенные, конкретные результаты для каждого конкретного учебного заведения.

Чиновники отмечают: в дальнейших планах — продвижение научных разработок на международные рынки через офис в Вашингтоне. Ведь со стороны иностранных инвесторов есть огромный интерес к нашим научным разработкам. Так, вузы могут объединять усилия и совместно вести различные инновационные проекты. Сегодня их создано уже 13.

Основные инновации:

  • наличие в университетах двухгодичной магистерской программы и переход от статуса кандидата наук к принятому в Европе доктору философии;
  • переведение финансового обслуживания вузов из Госказначейства в банки;
  • появление новой структуры — Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. В его работе по принципу квотирования будут принимать участие представители вузов, работодатели, студенты, однако не будут задействованы ректоры вузов и чиновники Минобразования. Агентство призвано давать оценку качеству образования, которое дает тот или иной вуз;
  • сокращение нагрузки преподавателей вузов до 600 часов в год, что позволит преподавательскому составу уделять больше времени науке и повышению собственной квалификации;
  • прямые выборы ректоров, в которых смогут принимать участие все преподаватели вузов. Кроме того, срок пребывания ректоров и деканов вузов на должности будет ограничен двумя пятилетними периодами.
 Надежда Мережка, специально для газеты ФОРУМ

ещё по теме:

Украина запретила въезд конкурсантке Евровидения

Главный стартап Украины, или Еще немного о прозрачности ProZorro

Запрет охоты: Гослесагентство устроит рейды на браконьеров

В Харькове 600 учителей со всех регионов Украины обсудят будущее украинской школы

Фейк: Украина преднамеренно прекратила подачу воды в «ЛНР»

опубликовано

9 ноября 2015

фото

Куда пойдут вузы: реалии и перспективы

просмотров

5

поделиться